Нодирбек Алишеров превратил семейное дело в бизнес, который окупил себя за 10 дней. В весенний сезон предприятие продает до 1000 банок сумаляка в день, а в этом году планирует вывести свой продукт на рынки СНГ.
В интервью Spot молодой предприниматель рассказал, как сезонность влияет на продажи, как компания развивается в направлении, где почти нет конкурентов, и как планирует выйти за пределы ниши.
Семейный бизнес за $2000
Я начал подрабатывать еще подростком — в школьные годы продавал арбузы и дыни на мосту Назарбек. Мой отец — электрик, а помимо основной работы он продавал сумаляк, который мы готовили дома. Я начал ему помогать на базаре, когда окончил колледж.
Поначалу многим это казалось странным, ведь все привыкли, что сумаляк готовят только на Навруз, кроме того, люди говорили, что продавать традиционное лакомство противоречит нашим традициям.
Но мы продолжали работать: мир меняется, далеко не у всех есть время и навыки, чтобы готовить сумаляк самостоятельно, да и почему бы не есть его круглый год? Это вкусно и полезно.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Тогда мы и не думали, что это, можно сказать, хобби, станет нашим семейным бизнесом, но, повзрослев, я увидел в приготовлении сумаляка перспективное направление и свободную нишу, поэтому в 2016 году взял в долг $2000 и зарегистрировал ИП «Алишеров».
На старте мы закупили четыре больших чугунных казана, обустроили дома место для производства. В первую очередь наладили поставку продуктов: составляющие блюда, конечно, всем известны — растительное масло, мука и проросшая пшеница, их мы закупаем на заводах оптом.
Также нашли поставщиков банок — заказываем их на заводе Quvasoy в Фергане. Плюс нужны были этикетки — для этого тоже есть отдельный поставщик, обходится это в 300 сумов на каждую банку.
Качество продукта контролировал отец, так как он варил это блюдо больше 20 лет и знает все тонкости рецептуры и вкусовых качеств. Я же отвечал за бухгалтерию и реализацию товара. Мы разработали бренд Bahor Sumalyak и начали искать партнеров.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Продажи: до 700 литров в день
Первым партнерам стала сеть супермаркетов Makro, с ними мы установили сотрудничество, как только запустили производство. Прежде чем попасть на полки магазинов, наш продукт должен был пройти дегустацию среди сотрудников офиса Makro — у них такая внутренняя политика.
Провели слепую дегустацию — то есть респонденты пробовали образцы, не зная, что это за бренд. В результате за наш продукт отдали 57,1% голосов, а за продукт конкурентов — 35,7%. Мы получили много положительных отзывов и весной совершили первую поставку — 1000 банок.
Спрос даже превзошел наши ожидания: бизнес вышел на прибыль за первые 10 дней, так что я почти сразу смог вернуть долг. В первые месяцы мы варили примерно 100 литров сумаляка в день.
В основном наши партнеры — это ритейл, в том числе онлайн: помимо Makro, это «Магнит» и Arba.uz, также ведем переговоры с korzinka.uz. Наш продукт продается почти во всех регионах страны — пока не охватили только Бухару и Каракалпакстан. Помимо филиалов Makro, в областях есть единичные розничные точки, которые забирают наш товар, но системную работу мы с ними не ведем.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Поначалу часто получалось так, что мы не могли доставлять запрашиваемые объемы в некоторые магазины, но со временем наладили систему поставок.
Так, в весенний период, когда спрос, естественно, достигает пика из-за празднования Навруза, продаем около 700 литров в день, это 1000 банок. Затем продажи уменьшаются — так, осенью и зимой варим по 100 литров в день. Но мы работаем над тем, чтобы люди воспринимали сумаляк как круглогодичный продукт.
Сейчас операционный оборот — около 450 млн сумов в год, при этом мы платим налоговые платежи с оборота по ставке 4% в месяц. Прибыль же составляет около $25 тыс. в год, получается примерно $2 тыс. в месяц.
Узбекское лакомство на экспорт
Со следующего года мы планируем выйти на экспорт в ближайшие страны СНГ, для этого в феврале дополнительно открыли семейное предприятие, сейчас формируем команду технологов серийного производства.
Но сначала хотим провести полный ребрендинг. До сих пор в продвижение и маркетинг мы не вкладывались, а с этого года планируем работать над этим более углубленно и наладить сотрудничество с маркетинговой компанией, набираем маркетологов и SMM-менеджеров.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Ведь сумаляк — это второе национальное блюдо Узбекистана после плова, поэтому для продвижения продукта за рубежом мы будем работать и над брендом, и над продуктом, чтобы он соответствовал международным стандартам, чтобы им можно было гордиться. Сейчас это наша основная цель.
Вообще предложение об экспорте нам уже поступало — недавно одна государственная организация предложила выход на внешний рынок, но с определенными условиями: сделать ребрендинг с адаптацией под страну-импортера, в частности, сменить название на более понятное.
Но мы отказались, так как сумаляк — это историческое традиционное блюдо нашей страны, и мы считаем, что людей за границей нужно знакомить с именно с узбекским национальным продуктом.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Планы: еще одно производство
Большой конкуренции на рынке нет: кроме нас, только две компании производят сумаляк — Gulzor и Oq tepa Navruz. Сложно сказать, насколько это обширная ниша, в любом случае нам удалось занять ее в числе первых.
Однозначно есть перспективы продвижения сумаляка за рубежом — в СНГ и других государствах есть достаточно выходцев из Узбекистана, которые скучают по этому вкусу.
Мы также начали производить и другое национальное лакомство — в период мусульманского поста Уразы делаем нишалду (сладость из взбитых яичных белков, традиционно употребляется во время поста — ред.).
В последнее время появляется много льгот для предпринимателей, это стимулирует развиваться и расширяться. Поэтому у нас появилась идея запустить еще один бизнес — производство консервированных продуктов (соленья, варенья, джемы, компоты). В это направление вложим прибыль от производства сумаляка. Для запуска планируем либо арендовать помещение, либо постараться получить пустующее здание по нулевой стоимости, благо государство предоставляет такую возможность.
Справка
Нодирбек Алишеров родился в 1993 году в Ташкенте. В 2011 году окончил Ташкентский экономический колледж. После работал в компании по производству макаронных изделий Makiz Baraka.