Лола Сайфи училась на реставратора архитектурного декора в Государственном институте искусств, вскоре увлеклась батиком (роспись по ткани) и стала получать заказы на пошив одежды.

Идея магазина возникла в 2000 году: Лола и ее друзья, художники и дизайнеры, подумали, что в Ташкенте не хватает торговой площадки, где творческие люди могли бы купить одежду по своему вкусу — эксклюзивную, ручной работы, сделанную как произведение искусства, с ноткой национального колорита.

Так вместе с Диной Малковой и Юрием Паком они начали развивать магазин дизайнерских и ремесленнических изделий, а название Human Wear / «Человеческая О!дежда» возникло из фразы, которую Лола в юности часто слышала от матери: «Ну когда же ты оденешься по-человечески!»

Через несколько лет обстановка в Узбекистане во многом перестала устраивать предпринимательницу, и в 2006 году, с $400 в кармане, она уехала в Москву, где открыла московский филиал Human Wear — небольшой магазин-ателье с товарами ремесленников Узбекистана.

Через пару лет Лола решила закрыть магазин — после рождения сына совмещать семью и бизнес было непросто. Когда сын подрос, она нашла партнеров и стала организовывать выставки и фестивали — «Восточный Базар», «Формула Востока», «Саммит плова». Мероприятия были популярны и привлекали до 30 тысяч посетителей, но и они почти не оставляли времени на воспитание ребенка.

Тогда Лола приняла предложение подруги стать директором по развитию в ее компании по поставке стройматериалов, а параллельно развивала туристическую компанию и занималась риэлторством.

В бизнес она вернулась в 2013-м — открыла в Москве консалтинговое агентство Нuman Business, которое работает по сей день. Год назад Лола снова переехала в Ташкент, активно занялась развитием магазина и постепенно превратила его в галерею — здесь стали проводить выставки и другие культурные мероприятия. Тогда же название сменилось на Human House.

Лола Сайфи рассказывает Spot, как неудачи стимулируют развитие, что помогает оставаться на рынке почти два десятка лет, и почему бизнес — это всегда творчество.

01

Начинайте бизнес с теми деньгами, которые у вас есть

Свои проекты мы начинали с небольшой суммы, не было каких-то крупных инвесторов. Считаю, что естественный рост — это очень хорошо. Ничего не имею против сторонних инвестиций, но предприниматель должен хорошо владеть финансовой грамотностью, чтобы работать с инвесторами, поэтому проще начать с тех денег, что есть в твоем распоряжении.

02

Не надо думать, что все люди — ваши потенциальные клиенты

Когда мы только начинали работу, к нам приходили консультативные фонды по развитию и спрашивали, кто наша целевая аудитория. Мы говорили, что это мужчины и женщины от 25 до 50 лет. Нам отвечали, что это слишком обширная категория для целевой аудитории, а мы никак не могли этого понять.

Теперь я сама объясняю то же самое людям, которые у меня обучаются: не может быть такой общей целевой аудитории, потому что в каждом сегменте свои интересы. У нас, например, это четыре сегмента и все они разные: иностранные туристы, экспаты, которые хотят купить интересные предметы домашнего декора или одежду, узбекистанцы, которые предпочитают национальную одежду из натуральных материалов и любят украшать жилище, а также соотечественники, которые давно уехали из Узбекистана, но помнят и любят культуру нашей страны.

03

Относитесь к бизнесу как к творчеству

Предприниматель — очень творческая личность, он всё время ищет решения своих проблем и проблем потребителей. Творчество — это ведь необязательно изящное искусство, творчески можно подходить к любой идее. Все бизнесмены, особенно очень успешные, много работают, постоянно ищут новую информацию, быстро принимают решения. Они не боятся рисковать и придумывают что-то свое, до чего еще никто не додумался.

Но в Узбекистане есть не очень здоровый тренд — слизать чью-нибудь идею и воплотить как свою, причем чаще всего плохо. В итоге ты и сам не можешь толком заработать, потому что идея вторична, и портишь бизнес тому, у кого украл идею. Если каждый предприниматель, открывая свое дело, будет мыслить самостоятельно и верить в себя, то и его бизнес будет прибыльным.

04

Клиента надо не просто уважать, а любить

В Москве работает японская компания Uniqlo (розничная сеть продажи одежды), и их сотрудники всегда очень душевно улыбаются покупателям. Я всегда спрашиваю у них: «Как вас тренируют, что вы всё время улыбаетесь?» В консалтинг-агентстве я часто провожу тренинг улыбки с персоналом, потому что это очень важный момент.

Радует, что в Узбекистане тоже появляется всё больше компаний, которые обращают на это внимание — в супермаркетах korzinka.uz, например, очень приветливые сотрудники. В Human House мы тоже стараемся создавать такую атмосферу, чтобы людям было просто и легко улыбаться. Я изначально подбираю душевных сотрудников, поэтому не приходится заставлять их улыбаться, они делают это естественно.

Душевное отношение к клиенту и искренняя готовность решить его проблему, ответить на все вопросы — основополагающий момент. Чтобы сервис всегда был на высоте, нужно любить своего клиента, заботиться о нем, помнить о его интересах. Именно это помогает нам оставаться на рынке вот уже 19 лет.

05

Вкладывайте душу в сотрудников…

Бизнес с человеческим лицом — это отношение к клиенту и к сотруднику с душой. Не надо относиться к сотрудникам как к рабам, стройте с ними хорошие человеческие отношения, и это вернется сторицей — они будут относиться к вам так же. Если вы будете вкладывать в обучение, создавать атмосферу, в которой приятно работать, давать возможность роста, свободу в рамках правил компании, то сотрудники будут лояльны и к вам, и к клиентам.

06

…но умейте в нужный момент проявить твердость

В первые годы в галерее мы особо не отслеживали объем продаж, учет товаров был недостаточно налажен. И вот однажды я обнаружила большую финансовую недостачу: оказалось, продавцы отпускали товар мимо кассы и складывали деньги к себе в карман. Это стало для меня шоком, у нас были теплые дружеские отношения, я не могла поверить, что эти люди могли меня обкрадывать.

Этот урок ощутимо отразился на моем кармане, и я навсегда усвоила, что учет должен быть максимально четким. Какими бы прекрасными вы ни считали своих сотрудников, нужно уметь быть строгим и жестким, потому что главная задача предпринимателя — сделать бизнес прибыльным. В таких ситуациях нельзя питать иллюзий, нужно смотреть правде в глаза, потому что бизнес — это ваш ребенок, а стали бы вы рисковать благополучием своего ребенка?

07

Находите в себе силы работать над собой

Когда я, человек искусства, работала директором по развитию в компании по поставке стройматериалов, то увидела, что система бизнеса в целом устроена в любой сфере одинаково. Для меня это было просто откровением — я поняла, почему люди часто обращаются ко мне за советами, поэтому и стала изучать бизнес-консалтинг.

Занимаясь консалтингом, я много раз сталкивалась с тем, что предприниматель не хочет брать на себя ответственность за какие-то бизнес-процессы и задачи. И это самая большая проблема — люди склонны сваливать свои ошибки на партнеров, клиентов, на кого угодно, только не на себя и свою собственную лень.

Я считаю, таким людям не хватает осознания, что есть четкие границы между твоим «я» и миром вокруг тебя. Сначала разберись с собой, исправь себя, а потом требуй чего-то от других. Если ты работаешь над собой, ты притягиваешь к себе таких же людей, и вокруг тебя создается соответствующая аудитория.

Предприниматель должен быть готов расти, меняться, преодолевать трудности, только в этом случае будет результат. Но это не значит, что, добившись успеха, можно почивать на лаврах — на следующее утро всё начнется по новой.

08

Ивент-маркетинг — это и продвижение, и заработок

В маркетинге нужен постоянный поиск новых решений и инструментов. Их нужно тестировать и отрабатывать, смотреть, что эффективно, что нет. Мне хотелось опробовать продвижение не через рекламу, а с помощью мероприятий. Рекламу мы давали всего пару раз: в журнале Lady Queen для поддержки женского бизнеса и в журнале ZOOM. А продвигаемся через платные и бесплатные мастер-классы и лекции с художниками и дизайнерами — это и пиар, и заработок. О мероприятиях мы рассказываем на партнерских ресурсах, например, Aydatuda.uz или Afisha.uz.

09

Неудачи могут сбить вас с ног. Используйте их как стимул к росту

Переломный момент случился два года назад. Дела в магазине шли ни шатко ни валко. К тому времени я уже 11 лет жила в Москве, а мой партнер в Ташкенте всё время жаловалась, что нет продаж и прибыли. Финансовые отчеты я не получала и думала, что возможность для ремесленников и дизайнеров продавать свои изделия — это уже плюс.

А когда в очередной раз прилетела с сыном на каникулы в Ташкент, увидела, что идет подъем, обстановка и бизнес-среда в стране изменились, наконец-то появилась надежда на расцвет и новую жизнь. Я ощутила драйв и подумала, что сейчас в Узбекистане жить намного интереснее, чем в России, надо возвращаться и ловить волну.

Начав разбираться в делах галереи, я поняла, что партнер обманывала меня — продажи шли весьма успешно. Оказалось, она уже решила, что бизнес принадлежит ей, поскольку договор аренды помещения был оформлен на ее имя. А ведь это я позвала ее в проект, и у нас был паритетный договор, но в в виде джентльменского соглашения — ничего не было записано на бумаге.

Расстались мы неприятно, со скандалом, и поначалу это предательство выбило меня из колеи, но я взяла себя в руки и использовала стресс как источник мотивации — стала искать новые способы расширения. Поэтому сейчас я даже благодарна бывшему партнеру — у меня произошел кратный рост потока клиентов и оказываемых услуг. Теперь Human House — больше, чем магазин или галерея, мы стали культурным центром и представляем огромное количество дизайнеров и ремесленников.