Uber, американская международная частная компания, создавшая одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей и доставки еды, готовится выйти на IPO.

Компания, которая стала прародителем термина «уберизация» и одним из самых ярких представителей бизнес-модели, когда сделки совершаются в обход посредников, оценена в $120 млрд.

В заявке, которая опубликована на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США, в качестве суммы размещения назван $1 млрд, но реальная сумма размещения может быть большей, что позволит Uber претендовать на самое крупное IPO этого года, а возможно, и в истории.

Накануне IPO компания начала раскрывать информацию, которая раньше не разглашалась, включая детали партнерства с «Яндекс.Такси».

Uber и «Яндекс. Такси» объединились в России и СНГ в начале февраля 2018 года. «Яндекс» получил 59,3% акций совместного предприятия, Uber — 36,9%, сотрудники новой структуры — 3,8%. Uber инвестировал в новую компанию $225 млн, «Яндекс» — $100 млн.

В тех странах, где раньше работали и Uber, и «Яндекс.Такси», оба приложения продолжили существовать. Объединение должно было повысить качество услуг обеих компаний.

Например, для таксопарков и водителей создана единая технологическая платформа, что должно увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.

В Узбекистане на момент сделки не было ни Uber, ни «Яндекс.Такси». Соответственно, когда в начале апреля 2018 года на рынок Узбекистана вышел «Яндекс.Такси», это уже была объединенная компания Uber и «Яндекс.Такси».

Из опубликованной Uber информации стало известно, что до февраля 2021 года компания не вправе продавать долю в СП без согласия «Яндекса»; после февраля 2021 года, в течение определенного периода, «Яндекс» будет иметь право преимущественного выкупа доли Uber.

Помимо этого, выяснилось, что до февраля 2025 года Uber запрещено конкурировать с его совместным предприятием с «Яндексом» в России и СНГ, куда входит Узбекистан, «в отношении определенных аспектов бизнеса».

Там же говорится, что доля в чистом убытке совместного предприятия Uber с «Яндекс. Такси» в 2018 году составила $42 млн.