Карты Humo начнут выпускать с 1 мая, передает корреспондент Spot с пресс-конференции Центрального банка в среду, 17 апреля.
Сейчас в тестовом режиме выпустили несколько карт для сотрудников Центрального банка и коммерческих банков.
Пользоваться ими можно будет предположительно с конца апреля — начала мая. Уже установлено 47 990 терминалов, которые их принимают:
«В первую очередь установили терминалы, чтобы держатели карт [Humo] не сталкивались с проблемой оплаты. Пока эти терминалы не принимают карты Uzcard, но в будущем начнут — переговоры по этому поводу уже ведутся. При этом терминалы будут принимать Mastercard, Visa и UnionPay», — сообщили в ЦБ.
Эмиссия карты в рамках зарплатных проектов будет осуществляться бесплатно. Появится комиссия за торговый эквайринг — до 0,2%, за интернет эквайринг — до 1%.
«Это так называемый merchant fee, то есть комиссия, которую банк взимает с торговых точек. В Узбекистане ее размер минимальный — 0,2%. Для сравнения, в среднем в других странах комиссия составляет 2−3%, на государственных предприятиях, возможно, ниже, но не менее 1,5%», — отметил заместитель председателя Центрального банка Ботир Захидов.
Тариф устанавливает не Humo, а сами банки, пояснил директор Национального межбанковского процессингового центра (НМПЦ) Шухрат Курбанов.
«Мы с клиентами договоров не заключаем. У нас (у НМПЦ — прим.) есть комиссия за процессинг, которая составляет 0,03%. За обслуживание комиссию с мерчантов (торговых точек) берет банк и заключает с ними договора. Соответственно, банк самостоятельно будет устанавливать размер. Мы можем лишь рекомендовать не превышать определенную планку, чтобы не было дисбаланса», — сказал Шухрат Курбанов.
Он также добавил, что сейчас все расходы по карточному бизнесу несут банки: покупают терминалы, за свой счет дают их в аренду торговым точкам. В итоге банки не уделяют внимание развитию карточного бизнеса, потому что это убыточное направление, отметил он.
«Во всем мире банки берут комиссию за обслуживание. Многие могут сказать, что это дополнительная плата. На самом деле комиссия за обслуживание в конечном счете возвращается в виде кешбэков, программ лояльности. Снимая с торговой точки 0,1%, банк эти деньги в каком-то виде вернет. Почему мы слышим о розыгрыше банком автомобиля по международным платежным системам, а по местным такие акции не проводятся. Это всё покрывается за счет комиссии с торговых точек. В итоге мы хотим, чтобы банки начали зарабатывать и делиться этим с людьми», — сказал директор НМПЦ.
По его словам, у населения сейчас нет явных стимулов отдавать предпочтение картам вместо наличных денег. Но если банки будут создавать системы лояльности, предлагать, например, выиграть мили на перелет, тогда чаша весов будет перевешивать в пользу карт.
Он также добавил, что комиссия не должна отражаться на покупателях, то есть держателях карт.