Как ранее писал Spot, Центральный банк тестирует новую платежную систему Humo. Ожидается, что первыми воспользоваться новыми картами смогут жители Ташкента в начале мая.

К сентябрю Национальный межбанковский процессинговый центр (НМПЦ) планирует выпустить 5 млн карт и к концу года покрыть всю республику. Тарифы на выпуск карт будут устанавливать банки. По словам представителей регулятора, сумма не превысит 10 тыс. сумов.

НМПЦ заключил контракт на поставку 1000 банкоматов. Если банки ставят аппарат в особо востребованных местах, Humо намерен устанавливать их в отдаленных регионах, например, в небольшом населенном пункте, где банк вряд ли сможет на этом заработать.

Отвечая на вопрос «Зачем Узбекистану нужна еще одна платежная система?», директор НМПЦ Шухрат Курбанов на пресс-конференции в среду рассказал о главных конкурентных преимуществах Humo, передает корреспондент Spot.

Главное и неоспоримое преимущество — бесконтактные платежи. В столице уже установлены свыше 40 тыс. терминалов, оснащенных NFC-технологией. Это означает, что при оплате покупок не нужно будет передавать кассиру карту, называть свой ПИН-код. Достаточно будет приложить карту к выносному устройству, и необходимая сумма будет снята со счета. Это также позволит сократить время проведения оплаты.

Внедрение бесконтактных платежей также коррелирует с целями Центрального банка по повышению безопасности розничных платежных систем.

«Мы хотим, чтобы люди перестали передавать [кассирам] карты и озвучивать ПИН-код. С учетом того, что страна открывается, мы можем столкнуться с большим фродом, когда международные мошенники начнут охотиться за нашими карточными данными. Учитывая, как часто люди выкладывают в социальных сетях фотографии своих карт, не скрывая личные данные, риск попасться в руки мошенников большой. Поэтому локальные платежные системы должны придерживаться мировых стандартов безопасности», — отметил Шухрат Курбанов.

Он также признал, что как клиенты, так и работники торговых точек сталкиваются с проблемами при бесконтактной оплате. Но, по мнению директора НМПЦ, это нормальное явление, когда люди привыкают к новой системе. Потребуется пара недель, чтобы пользователи разобрались в ней.

Второе преимущество Humo — единая инфраструктура. Существующая система живет отстраненно от международных платежных систем. Поэтому в Узбекистане есть такое понятие, которого нет в других странах, как валютные карты. Это мешает развитию туризма, считают представители ЦБ.

«Туристы не должны искать в городе места, где могут оплатить картой Visa. В родной стране они привыкли к безналичным расчетам и ожидают таких же условий по время путешествия в Узбекистан. Поэтому создаем инфраструктуру, включающую в себя терминалы, банкоматы, которые подключены к международным системам Visa, Mastercard и UnionPay», — говорит глава НМПЦ.

Инфраструктуру сделают доступной для всех, что может способствовать появлению в стране таких международных систем, как Apple Pay, Google Pay.

Еще одним преимуществом Humo станет появление современных сервисов и продуктов. В частности, планируется внедрить понятие карточного продукта. Сейчас карты двух банков отличаются лишь дизайном, в будущем отличаться будет «начинка», появятся разные типы: дебетовые, кредитные и другие виды карт.

Кроме того, у карт появится дополнительный функционал, например, возможность оплаты проезда в общественном транспорте. НМПЦ уже ведет переговоры по внедрению бесконтактной оплаты в метро картами Humo.

Другое преимущество системы — открытые стандарты. Это значит, что НМПЦ готов предоставить API всем компаниям, которые занимаются платежами.

Что это дает? Например, банки смогут покупать карты, терминалы или банкоматы любого производителя, а значит, предлагать новые услуги клиентам, предоставлять выгодные тарифы партнерам.

«НМПЦ — всего лишь оператор платежной системы. То есть Humo — это не мы, Humo — это банки. Владельцами системы в конечном счете будут банки. Мы даем им возможность обслуживать карты и терминалы на своем процессинге. Сейчас три банка готовятся протестировать у себя эту систему», — говорит Шухрат Курбанов.

Это должно обеспечить бесперебойность проведения платежей, минимизировать риск сбоя всей системы.