Как Spot писал в январе, Агентство по развитию рынка капитала, созданное после реорганизации Госкомконкуренции, возглавил Атабек Назиров.

Атабек Назиров, макроэкономист по образованию, более 20 лет работал за границей — в таких финансовых и инвестиционных компаниях, как Goldman Sachs Group, The Avascent Group, JPMorgan Chase в США, в компаниях «Тройка Диалог» и МДМ-Банк в России. Был старшим региональным банкиром отдела сопровождения инвестиций в промышленный сектор в Европейском банке реконструкции и развития в Лондоне.

В рамках проекта «Лаборатория бизнеса» он рассказал о том, какие возможности для финансирования предпринимательства откроет развитие рынка капитала, что этому мешает, почему нужно развивать сумовые активы, и многое другое. Spot приводит основные выдержки из беседы.

О возвращении в Узбекистан и адаптации

Возвращение в Узбекистан было моей мечтой. Это не было какое-то мое решение, просто очень много событий, стечение обстоятельств и возможность быть полезным и принести свои знания, которые накопились, в какое-то великое благо и пользу государства и населения.

Адаптация продолжается, но основным сложным периодом был мой первый месяц или два на госслужбе. Я никогда на госслужбе не работал, это был эксперимент, я взял и решился. Болела голова, потому что всё по-другому, принципы, по которым привыкли работать.

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

В любой корпорации есть частный интерес. Он и порождает всё вытекающее: частные акционеры требуют корпоративную культуру, есть нормы взаимоотношений между частным бизнесом и государством, есть тема заработать прибыль. За последние 200−300 лет эта корпоративная культура, которая развивалась на Западе, пришла к совершенству, и эти взаимоотношения корпоративные диктует бизнес.

Работая в госорганах, вы становитесь, грубо говоря, чиновником, но вы слуга народа, и вот это я стараюсь всегда держать у себя в голове, какое бы решение ни принимали: мы служим народу — это главное.

Я пытаюсь этой философии придерживаться и передать ее коллегам, в том числе в других ведомствах. Культуру public service надо формировать, развивать, она в зачатке.

Для чего разделили Госкомконкуренции и создали агентство

Разделить конфликт интересов — был основной мотив для разделения комитета на три части. Это очень правильное решение, потому что было бы сложно привести в идеальную форму рынок, когда один орган является и антимонопольным регулятором, и он же владеет госактивами, и он же определяет правила регулирования рынка капитала.

Это программа минимум, которую мы смогли инициировать. Сейчас стоит огромный комплекс задач и вопросов, которые нужно реализовать каждому этому органу отдельно.


Фото: Международный пресс-клуб

Наша задача — до конца года сформировать стратегию развития рынка капитала возможно, в сотрудничестве с другими учреждениями, которые влияют на финансовый рынок — ЦБ, Минфин, Антимонопольный комитет. Мы должны отработать и промоделировать идеальную систему для Узбекистана как мы ее видим, благо мы это делаем на начальной стадии, когда этот рынок еще очень мал.

У меня стоят такие планы, чтобы мы смогли создать такую конъюнктуру, инфраструктуру в Узбекистане, чтобы рынок капитала привлечения продажи акций, облигаций стал достаточной альтернативой нашему классическому банковскому сектору для финансирования предпринимательской деятельности.

Очень надеюсь, что наше агентство будет одним из основных якорей, которые будут формировать класс собственников-предпринимателей на рынке капитала, формировать отношения между предпринимателями, которые в поиске — активными людьми с идеями, и теми, у кого этот капитал есть.

Задача — поднять уровень капитализации фондового рынка хотя бы 10 раз. Это достижимо, при этом это будет меньше 10% от текущего ВВП страны. Я думаю, через 10 лет будет уже 5% от ВВП.

Рынок капитала — это зеркало капитализма. Он отражает все реалии отношений собственников капитала с теми, кто в поиске капитала — с бизнесом, поэтому стадии этого рынка и его форма, насколько он развит, напрямую коррелируют с состоянием рыночных отношений в экономике.

Фото: «Лаборатория бизнеса»

О главных проблемах рынка

Выбрать одну или две-три маленькие проблемы, которые нам мешают, очень тяжело. Мы провели быстрый ситуационный анализ рынка капитала в Узбекистане с помощью коллег, которые работают на рынке — юрфирмы, брокеры, инвестпосредники — и пришли к пониманию, что тут нужно фундаментально менять всю инфраструктуру и юридическую плоскость, включая закон о рынке ценных бумагах, закон об акционерных обществах. Их нужно усовершенствовать, пересматривать.

Нужно обратить внимание на инвестпосредников, потому что, как в банковском секторе основные игроки, развивающие сектор — это банки, так на нашем рынке это инвестпосредники, инвестбанкиры. Без профессиональных и сильных участников этот рынок мы никогда не построим. Нужно привлекать таланты, привозить наших соотечественников, приглашать экспертов, создавать для них условия, чтобы они эти ноу-хау привозили в Узбекистан.

Еще одна вещь, которая очень важна для рынка капитала — отношение к праву собственности, юриспруденция, юридическая система, насколько наши суды независимы для решения тех или иных споров, насколько права миноритарных акционеров будут защищены.

Насколько у нас высока ликвидность рынка, потому что одно дело — иметь номинальную биржу, другое — создавать условия, чтобы эмитенты по-настоящему могли использовать этот рынок и биржу для увеличения свободной котировки своих акций. Я обратил внимание на статистику нашей биржи: меньше 10% капитализации наших акций находятся в свободном обращении (free-float).

Оценочно общая стоимость, капитализация наших акционерных обществ составляет около $3 млрд, включая государственные. Из них free-float — меньше 10%, ну это катастрофа, на мой взгляд. Какой может быть рынок с free-float 10%?

В штатах это больше 90%, я думаю. Там, наоборот, у таких компаний, как Citibank, Microsoft основная часть акций продается на бирже.


Фото: «Лаборатория бизнеса»

О высоких рисках

Мы параллельно работаем над совершенствованием законов, чтобы позволить эмитентам, инвестпосредникам и инвесторам входить в синергию, создать правовые условия для успешного проведения IPO, SPO. Чтобы они были успешны, мы должны давать более значимые рычаги для инвестпосредников.

Это риски — инвестпосредник, инвестбанк должен сказать: «Есть компания интересная, я готов вывести ее на биржу, я готов взять на себя риски, взять на свое брюхо какую-то часть от размещаемых акций и распространить среди своих клиентов». Состыковать.

Когда мы говорим о народе, о населении, нужно быть осторожными, потому что рынок ценных бумаг очень рискованный, нужно быть предельно откровенным в этом. Моя основная задача как руководителя регулятора — защищать права акционеров и инвесторов компаний.

Рынок акций для человека, который не совсем осведомлен о рисках, может быть катастрофическим, потому что, в отличие от депозита, когда вы кладете деньги в банк, гарантий возврата вам никто не дает.

В итоге идет некий гудвилл компаний: когда инвестор приобретает какие-то акции, он должен знать, что эта компания существует, имеет долю рынка, живет и будет жить, иначе есть огромный риск того, что люди попадут впросак.

Мы этого не хотим, поэтому в первую очередь рынок капитала — не для широких масс, а для инвесторов, которые знают, какие риски могут нести инвестиции в акционерный капитал или в покупку облигаций.

Моя задача и задача регулятора — в первую очередь, сформировать рынок и дать возможность тем инвесторам, которые готовы взять на себя эти риски.


Фото: «Лаборатория бизнеса»

Чего ждать бизнесу?

Для малого бизнеса, будучи предельно открытым, я бы не хотел делать никаких громких заявлений, потому что привлечение денег на рынки капитала — это недешевое упражнение просто потому, что требования инвесторов жесткие к эмитентам ценных бумаг, но мы по максимуму попытаемся сделать дерегуляцию и минимизировать ненужные, чересчур сложные преграды, которые мешали обыкновенным эмитентам привлекать деньги.

Например, сейчас мы плотно работаем над возможностью предоставления ООО права выпускать облигации — сегодня это могут делать только АО.

Дополнительно есть жесткие требования с точки зрения залогового обеспечения к этим облигациям, работаем над тем, чтобы смягчить эти требования, сделать их намного более понятными, дать возможность каждому инвестору самому определять, какие облигации он готов покупать. Это будет в формате эксперимента но, надеюсь, даст возможность определенному кругу средних компаний более активно искать деньги на рынке капитала.

Идет обсуждение с коллегами в других ведомствах попробовать сформировать возможность создания холдинговых компаний, сейчас в Узбекистане такого понятия нет. Есть сложности с двойным налогообложением — если формируется на Западе холдинговая компания и у нее деятельность только держать акции дочерней компании, там упрощенное налогообложение или его вообще нет. В Узбекистане многие предприниматели не готовы консолидировать, все разделились.

А как вы будете привлекать инвесторов, когда у вас 10−15−20 компаний? Не проще ли консолидировать, выступить эмитентом от холдинга, как это работает в зарубежных странах?

Мы над этим работаем, я надеюсь, в ближайшие пару месяцев опубликуем проекты законов.


Фото: «Лаборатория бизнеса»

Для малого предпринимателя на этой стадии рынок капитала будет сложной альтернативой. Для среднего и более крупного бизнеса это должно быть одним из главных источников финансирования. Что это подразумевает? В первую очередь выпуск облигаций, но тут уже инвесторы будут определять, на что они готовы.

В чем плюс облигаций по сравнению с банковским кредитованием — облигации должны считаться более ликвидным инструментом. То есть инвестор, который купил облигации, при желании может их продать и получить деньги обратно. С точки зрения ценообразования мне бы очень хотелось как регулятору и члену общества, чтобы стоимость денег была приемлемой для бизнеса.

Чтобы предприниматель мог платить 20−25−30% на кредите, мы можем представить, сколько он должен зарабатывать? Поэтому тормозится кредитование бизнеса.

Но о чем это говорит? Может быть, пришло время осмыслить и нашим предпринимателям сказать: так, баста. Если кредиты закрыты, может быть, имеет смысл теперь делить риски? Может быть, имеет смысл выпускать акции, привлекать партнеров в бизнес? Нежели просто брать кредиты развиваться на одном кредите. Leverage (финансовый рычаг) — очень опасная штука как для предпринимателей, так и для граждан, и государства.

Я вам скажу такую вещь, и я об этом говорю очень громко во всех коридорах, куда захожу: государство, на мой взгляд, не самый лучший распределитель финансовых ресурсов, тем более инвестиционных.

У государства должна быть своя роль — регуляторная, но с точки зрения инвестиций роль государства должна быть минимальная, и с точки зрения привлечения долгов. Когда мы выходим на международные рынки и занимаем огромные деньги, это хорошее упражнение, но мы не должны этим увлекаться.


Фото: «Лаборатория бизнеса»

О дефиците кадров и о том, как привлечь экспертов из-за рубежа

Дефицит кадров огромный, это, наверное, один из сигнал того, что мы все развиваемся. Я бы не сказал, что страна «проснулась» — я не согласен с тем, что она когда-то спала. Просто сейчас реалии другие, под руководством нашего президента энергичного, который задает нам тон, дает нам правильное видение, у нас просто нет времени терять больше.

Кадровая проблема все-таки даст некий бум всему резерву, потому что привлекаются коллеги из-за рубежа, дается возможность здесь тренинги получать, постоянно обучаться, в этом уже нет табу, как раньше. Те, кто сами себя не совершенствуют, оказываются в конце паровоза, и это видно на госслужбе тоже.

Сейчас идет параллельная разработка общего подхода, как привлекать экспертов из-за рубежа. Зарплаты с зарубежными сравнить тяжело, но и расходы сравнить тяжело. Я жил в Америке, я жил в Лондоне, я знаю, сколько надо там зарабатывать, чтобы прожить в центре города. Все деньги, которые вы зарабатываете, вы будете тратить.

Проработав 25 лет за рубежом, я много чего видел, попробовал, в разных странах поработал, для меня это (возвращение в Узбекистан и участие в реформах — ред.) некий процесс, я хотел этого. Поэтому я бы попросил тех соотечественников, которые хотят вернуться, не ставить вопрос зарплаты первым, потому что-то, что вы получите, став участником реформ, это opportunity of a lifetime (возможность, которая выпадает раз в жизни).

Я не говорю, что за это не надо платить. Но в государстве сейчас нет таких огромных денег, чтобы платить те зарплаты, которые платятся за рубежом, да и это будет неправильно, учитывая зарплаты, которые платятся здесь.


Фото: «Лаборатория бизнеса»

Почему нужно развивать сумовые активы

Я бы попросил всех предпринимателей думать и оценивать, насколько целесообразно привлекать валютное заимствование. Многие успешные развивающиеся страны погорели именно на валютных рисках.

Возьмите Россию, посмотрите опыт Южной Кореи, опыт Греции, вообще историю валютных кризисов — и вы поймете: mismatch, когда у вас обязательства валютные, а ваши активы в основном в местной валюте, это приводит к катастрофе.

Моя задача — развивать местный рынок капитала, чтобы сумовые активы и пассивы развивались. Предприниматели наши тоже могут найти способ привлекать средства и хеджировать риски валютные на долговых рынках, этим занимаются многие международные банки, они готовы брать валютные риски. Конечно, это будет стоить дорого, и при этом вы как предприниматель будете хеджировать свои обязательства.

На мой взгляд, основными инвесторами на этом этапе, скорее всего, будут международные финансовые организации, мы создаем условия, чтобы они приобретали наши ценные бумаги на наших рынках. Это могут быть и наши же граждане, которые в основном держат свои сбережения в долларах.

Мы делали оценку — по-моему, объем средств, которые находятся у населения живыми деньгами «под матрасом», в несколько миллиардов оценивается, если не в десятки миллиардов.

Почему эти деньги лежат под матрасом? Они должны работать, а для этого нужно развивать рынок, инструменты, правила понятные, справедливую судебную систему и защиту прав собственников, акционеров.

О большой доле государства в экономике Узбекистана

Стратегия государства в экономике это тонкий щепетильный момент, и моделей в мире очень много. Сейчас мы на пути определения нашей модели. Но благо уже есть площадки, где дебаты происходят, есть какой-то плюрализм мнений.

Естественно, хотелось бы, чтобы финансовый сектор отражал реальный сектор. Да, концентрация банковского сектора как государственного — это ожидаемый результат, так как он отражал реалии экономики. Если у вас сильная государственная экономика, у вас, естественно, для этого должен быть сильный банковский госсектор, который будет ее поддерживать.

Если же все-таки мы хотим, чтобы Узбекистан основную часть своего развития давал за счет частного сектора, конечно, нужно развивать частный финансовый рынок, думать о приватизации банков, пустить в узбекистанскую банковскую систему зарубежные банки, в том числе на рынок капитала.

Моя задача — привлекать сюда также и зарубежные инвестбанки, которые будут заниматься инвестиционной посреднической деятельностью. Сейчас мы также работаем над возможность разрешения иностранным инвесторам покупать акции наших банках без получения предварительного согласия. Надеюсь, будут новости через пару месяцев.


Фото: «Лаборатория бизнеса»

Если опираться на текущую ситуацию — около 400 трлн сумов ВВП Узбекистана, и из этой части в руках государства, думаю, больше половины, если еще включим налоги, бюджетные организации — какой рост экономики мы ожидаем? Будет ли он $1 трлн или $100 млрд долларов, время покажет, но мне бы хотелось, чтобы вот эта дельта, разница основная, была за счет частного сектора.

Если государство захочет оставить у себя какие-то стратегические активы, вопросов нет. Главное — управляйте эффективно, поставьте правильный KPI, правильное корпоративное управление. Если они в форме акционерного общества, то мы как регулятор будем всем ставить одинаковые правила, а мои коллеги в антимонопольном будут смотреть за тем, чтобы не было никаких abuse of power (злоупотребления властью).

Ничего плохого я в этом не вижу, но дополнительный рост, поверьте мне, будет только за счет частного сектора, и мы сейчас в первую очередь должны думать о тех секторах экономики, которые дадут нам рост.

Тем, кто подумывает вернуться

У всех разные ситуации, но я могу сказать одно: я не жалею что вернулся, не жалею о том опыте, который получаю, о тех возможностях, которые мне дали.

Каждый день — битва. Каждый день — борьба, как внешняя, так и внутренняя.

Тем, кто готов рисковать и поучаствовать: лучшего времени не найти, но всё будет зависеть лично от каждого из нас, потому что изменения можно делать только в комплексе, каждый по отдельности ничего сделать не сможет. Но сейчас, как я сказал, есть возможность поучаствовать в историческом моменте.

Посмотреть интервью можно на Mover.uz и YouTube.

Атабек Назиров родился в 1975 году. Окончил Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США) по специальности макроэкономиста. С мая по июнь 2018 года работал заместителем министра инновационного развития Узбекистана, затем — заместителем министра народного образования. В январе 2019 года был назначен на должность директора Агентства по развитию рынка капитала.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий и компания Afisha Media.