Один из самых часто задаваемых стартаперами вопросов: «Где найти финансирование? Что делать, если есть идея, а денег для ее реализации нет?» В условиях Узбекистана, где так и не появились венчурные фонды или институциональные инвесторы, эта тема особенно актуальна.

Spot собрал все возможные в Узбекистане способы привлечения средств, начиная от акселераторов, заканчивая правительственными грантами, а также попросил представителей нескольких стартапов рассказать о том, как они искали деньги на запуск проекта.

Три F и бизнес-ангелы

Первые методы относятся не только к Узбекистану, они работают во всем мире. Прежде чем искать инвестора или пытаться выиграть грант, можно обратиться к FFF — family, friends & fools, то есть семье, друзьям и безумцам, не имеющим опыта инвестирования, но готовым вкладывать деньги в интересные идеи.

На начальной стадии проекта, когда риски довольно высоки, проще заинтересовать и привлечь средства от знакомых. Не следует рассчитывать на большую сумму, но и ее может быть вполне достаточно, чтобы протестировать бизнес-модель и разработать минимальный продукт.

Бизнес-ангелы — частные инвесторы, как правило, имеющие предпринимательский или управленческий опыт, которые финансово поддерживают проект на начальной стадии развития.

Только в IT-сфере, по скромным подсчетам экспертов, в Ташкенте насчитывается около 50 бизнес-ангелов. Среди них Анвар Ирчаев, Бахтиёр Хасанов, Ботир Арифджанов, Зафар Хашимов.

Фонд Yoshlar — kelajagimiz при Союзе молодежи

Создан летом прошлого года в рамках государственной программы Yoshlar — kelajagimiz («Молодежь — наше будущее»), которая направлена на обеспечение работой незанятой молодежи, поддержку реализации молодежных бизнес-инициатив, стартапов, идей и проектов.

Поэтому в первую очередь фонд выделяет через банки льготные кредиты и имущество в лизинг со ставкой 7% годовых для реализации бизнес-идей и стартапов.

Фонд также может:

  • выдавать поручительство по кредитам в размере 50% от общей суммы (но не более 1 млрд сумов);
  • участвовать в проектах, выкупив 50% стоимости компании с условием продажи своей доли в течение пяти лет. Всё это время половина прибыли будет отходить фонду.

В прошлом году фонд выделил 725 млрд сумов (около $86 млн) на реализацию более 6 тыс. проектов по всей стране.

Пока только четыре банка выдают льготные кредиты: Узнацбанк, банк «Ипак йули», Народный банк и «Хамкорбанк». В планах довести их количество до десяти.

Как получить финансирование?

Нужно подать заявку в региональном отделении Союза молодежи Узбекистана.

Во всех района и городах работают комиссии по развитию молодежного предпринимательства во главе с заместителями хокимов. Они занимаются отбором заявок на предоставление льготных кредитов и формируют адресные списки молодежных бизнес-инициатив, стартапов, идей и проектов.

Республиканская комиссия ежегодно до 25 декабря утверждает этот список, затем он передается в коммерческие банки и фонд Yoshlar — kelajagimiz для финансирования.

В год адресный список составляется один раз, поэтому нужно быть готовым к тому, что между подачей заявления и моментом получения денег может пройти от нескольких месяцев до года.

После того, как стартап получит финансирование, его ежемесячно будут проверять на целевое использование финансовых средств.

Основные критерии отбора:

  • создание рабочих мест;
  • рабочая бизнес-модель;
  • наличие первых клиентов.

То есть это должен быть рабочий проект, который уже приносит определенный доход, чтобы гарантировать возврат кредита.

Что же касается долевого участия, то пока ни один проект не оказался достаточно продуманным и доработанным, чтобы фонд был готов выкупить половину его стоимости.

Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей при Мининновации

Из государственного бюджета фонду было выделено 50 млрд сумов на поддержку стартап-проектов, а также инновационных научно-исследовательских, опытно-конструкторских проектов.

В наблюдательный совет фонда входят 16 руководителей министерств и ведомств. Любое решение, включая выделение финансирования, должно быть одобрено каждым членом совета.

Осенью прошлого года впервые был объявлен конкурс инновационных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и стартап-проектов. Из 170 стартап-проектов, подавших заявку на конкурс, для финансирования были выбраны 16.

Так как конкурс проходил впервые, сроки оказались внушительными — период между подачей заявки и выявлением победителя конкурса составил более полугода. Организаторы надеются, что в будущим весь процесс будет проходить намного быстрее.

На днях министерство объявило второй этап конкурса. Сбор заявок продлится до 25 мая. Финансирование, выделяемое на реализацию стартап-проекта, не может быть использовано на ремонтно-строительные работы, реконструкцию зданий, приобретение автотранспортных средств.

Сумма финансирования — до 1,5 млрд сумов.

Главное условие — проект должен выходить на самоокупаемость примерно через два года. Также важно при подаче заявки представить полный и подробный бизнес-план, внимательно отнестись к финансовой составляющей.

Средства выдаются безвозмездно, поэтому победителям нужно быть готовыми к бюрократии. Например, от компании могут потребовать контракт на приобретаемое ею сырье или товар, смету на ближайшие три месяца.

«Startup-инициативы»

Интенсивная программа поддержки развития инновационных идей и стартап-проектов, рассчитанная на молодежь старше 16 лет, студентов, сотрудников вузов, включая преподавателей и исследователей. В 2018 году проходил третий ее цикл.

Программа поделена на несколько частей. Сначала участники изучают основы запуска проекта, а после переходят к непосредственной его реализацию — составляют дорожную карту развития, создают прототип и проводят тестовые продажи.

Всё это время их направляет и консультирует наставник.

Кроме того, для участников проводятся мастер-классы по вопросам маркетинга, налогообложения, юридическим аспектам ведения бизнеса. Их проводят не только местные, но и зарубежные специалисты.

В прошлом году программа охватила все регионы Узбекистана. Для участников из других городов были проведены локальные семинары и мастер-классы.

Завершает всё Demo Day, на котором команды представляют результаты своей работы заинтересованным организациям и потенциальным инвесторам. В прошлом году пять победителей программы выиграли по 40 млн сумов на развитие своих проектов.

Участие в программе бесплатное. Команды, не вошедшие в пятерку лучших проектов, получают возможность продемонстрировать свой продукт потенциальному инвестору: на Demo Day, помимо членов жюри, в зале присутствуют предприниматели, готовые вложить деньги в интересные проекты.

Кроме того, участие в программе дает шанс протестировать продукт, научиться азам ведения бизнеса.

Критерии отбора:

  • практическая реализуемость идеи и проекта;
  • конечный продукт или услуга ориентированы на решение конкретных проблем целевой аудитории и получение прибыли;
  • технологическая новизна проекта;
  • наличие целеустремленной и работоспособной команды, состоящей как минимум из двух человек, ориентированных на реализацию проекта и готовых к интенсивной работе.

Заявки на участие в «Startup-инициативах» начинают принимать осенью, победителей выявляют в декабре.

C.A.T. Science Accelerator — акселератор для научных проектов

Это первый в Узбекистане акселератор, нацеленный на коммерциализацию научных разработок. Создан на базе Центра передовых технологий при Министерстве инновационного развития.

Участие в акселераторе бесплатное. Участники получают возможность использовать лаборатории и реактивы центра для проведения экспериментов, помощь в запуске минимальной рабочей версии проекта, консалтинговую поддержку. Команды поддерживают эксперты из сферы науки, бизнеса, запуска проектов.

Чем помогает стартапам акселератор:

  • структурирование / конструктивная критика идеи проекта;
  • лаборатории и реактивы Центра передовых технологий (площадка для проведения экспериментов);
  • эксперты и менторы (в сфере науки, бизнеса, запуска проектов);
  • помощь в запуске минимальной рабочей версии проекта;
  • образовательная программа;
  • консалтинговая поддержка;
  • PR проекта;
  • уникальная возможность участвовать в международном воркшопе Global Innovation through Science & Technology On Demand Bootcamp and Innovation Hub.

7 мая в Ташкенте прошел Demo Day научного акселератора. Авторы 17 проектов из различных сфер выступили с результатами работы в акселераторе за шесть месяцев.

Другие конкурсы и программы

Spot регулярно пишет о запуске новых конкурсов и программ. Несомненно, стартапу, который находится в поиске финансирования, нужно внимательно следить за новостями.

Только за прошедший год в Узбекистане прошли:

  • Start Haifa, победитель которого принял участие в интенсивном пятидневном учебном лагере в городе Хайфа (Израиль);
  • первый в Центральной Азии стартап-тренинг Global Innovation through Science & Technology. Три победителя получили денежные призы в размере от $1 до $3 тыс;
  • стартап-акселератор Water Solutions Innovation Lab для проектов в сфере зеленых технологий и водных вопросов;
  • впервые в Узбекистане прошел международный конкурс стартапов посевной стадии Seedstars World;
  • конференция Falling Walls, которая предоставляет возможность молодым ученым, специалистам и предпринимателям объявить мировому сообществу свои идеи, социальные инициативы или предложить новаторские методы решения различных проблем и задач практически во всех областях человеческой деятельности.

В этом году Узбекистан впервые присоединился к 50 странам-участницам конкурса «зеленых» бизнес-идей ClimateLaunchpad. Прием заявок открыт до 21 июня.

Также в ноябре пройдет конкурс стартапов K-Startup Grand Challenge. Участники получат возможность консультирования с лучшими корейскими компаниями. Победителям конкурса из Узбекистана в течение года будет обеспечена финансовая поддержка для запуска проекта.

Стартапы из Узбекистана принимаются участие не только в местных акселераторах и конкурсах. Например, в прошлом году Workis прошел акселерацию в Astana Hub в Казахстане.

Spot также попросил представителей успешных стартап-проектов и координатора ведущей программы поддержки рассказать о ключевых моментах, на которые следует обратить внимание при поиске финансирования.

Азизбек Юсуфов

Директор по маркетингу LeBazar

На этапе запуска стартапа финансирование было осуществлено со стороны инвестора, которому был представлен проект. Ключевым моментом стало то, что у основателя нашей компании Ботира Арфиджанова есть опыт как удачных, так и неудачных стартапов. Поэтому он знает, с кем и о чем разговаривать.

Любой стартап сталкивается с проблемой поиска денег, так как доходность проекта может отставать от требуемых инвестиций в масштабируемость. Для привлечения средств можно обращаться к частным инвесторам или в венчурные фонды. Последних в Узбекистане, к сожалению, пока нет. Но это не означает, что нельзя обратиться в зарубежные фонды.

А вот частных инвесторов в стране много. Тут главное не бояться обращаться: писать в социальных сетях, знакомиться на разных конференциях и мероприятиях, просить встречи и презентовать свой проект.

Но прежде чем идти к потенциальному инвестору, нужно хорошо подготовиться и полностью иметь расчеты своего проекта. У стартапа должно быть четкое понимание ценности своего проекта, путей его монетизации. Надо понимать, что бизнес — это в первую очередь про получение прибыли. Если идея гениальная, но не приносит прибыли, деньги найти будет тяжело.

Акмаль Пайзиев

Со-основатель MyTaxi, Express 24

В разное время я создал семь стартапов. При запуске первых двух ощущалась острая нехватка денег. Тогда обращался к друзьям за помощью. Это наиболее простой и действенный метод поиска средств на запуск проекта — попросить денег у семьи, друзей или знакомых.

Потребность в финансировании может возникнуть на разных стадиях реализации проекта. Например, нам всё еще нужны средства для роста сервиса по доставке еды Express 24. Хотя стартап в том или ином виде существует довольно давно.

С другой стороны, не ощущали особых проблем при запуске Workly или MyTaxi, потому что к тому моменту уже был хороший доход от других проектов, который мы могли инвестировать в новый стартап.

Сейчас занимаемся поиском инвесторов за рубежом. К сожалению, не многим из них интересен рынок Центральной Азии, тем более Узбекистана, потому что они считают его маленьким по многим параметрам. Венчурные инвесторы заинтересованы в таких рынках, где компания может показать за несколько лет 10-кратный рост.

В Узбекистане такого прецедента пока не было. К тому же многие инвесторы придерживаются правила 50 миль, то есть не вкладываются в стартап, который находятся дальше расстояния, которое можно преодолеть на машине за один час.

Еще одна причина, по которой мы ищем финансирование за рубежом — международные инвесторы приходят с экспертизой, нетворкингом и кадрами. Сотрудничество с ними дает возможность более легкого выхода на глобальный рынок.

При этом я сам постоянно слежу за новыми стартапами на внутреннем рынке. Было четыре неудачных опыта вливания средств в сторонние проекты.

В стартапе важна не сама идея, а команда, которая ее реализует. Думаю, именно в этом была моя ошибка: я вкладывал не в тех людей. При этом стартаперы могут быть замечательными людьми, но не обладать лидерскими качествами, необходимыми для развития компании.

Опираясь на свой опыт поиска финансирования и поддержки стартапов, могу дать несколько советов. Во-первых, перед встречей с инвестором лучше выпустить минимальный работающий продукт. Так будет больше доверия к проекту. Не следует забывать, что инвесторы вкладывают деньги не ради забавы, они хотят на этом заработать. Поэтому в презентации обязательно нужно показать, как условные $100, вложенные в вас сегодня, могут превратиться в $1000 через пару лет. Также необходимо показать объем и глубину рынка, на котором вы работаете.

В последующем, если компания будет показывать хороший рост, найти финансирование будет несложно. Ведь инвесторы тоже ищут интересные проекты.

Усмон Рахимджанов

Координатор проекта «Startup-инициативы»

В начале пути стартапам деньги не особо нужны. Потому что если дать им деньги, они уйдут с головой в реализацию проекта и могут выдать ошибочную, неудачную услугу или продукт, который нравится им самим, но никому не нужен.

Поэтому сначала нужно искать менторов или программы поддержки, которые прокачают проект, помогут протестировать идею, найти свою нишу. Экспертизу, полезные контакты, рекламу могут дать акселераторы.

Не стоит искать инвестора, пока стартап не совершит первые продажи. Для выпуска MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) можно использовать личные деньги, попросить у семьи или друзей.

Когда стартап прошел акселератор, выпустил прототип, только тогда можно задумываться о поиске средств.

Но если пройти подобную программу нет возможности или желания, стартапу необходимо делать питчи (презентации проекта). Сейчас всё больше площадок для этого, как национальных (например, коворкинг-центры Ground Zero и C-Space), так и международных.

Нужно также помнить, что инвесторы — это не только деньги. Стартап-проектам нужны и другие ресурсы, используя которые, они могут реализовать идею: это может быть рабочее место, интернет и так далее.

Краудфандинговых площадок в Узбекистане нет. Но мир открыт, границы исчезают. Можно подать идею на международные платформы, такие как planeta.ru, Kickstarter, Indiegogo. Кроме того, есть не один пример того, как местные стартапы выезжали за границу для участия в акселераторе или конкурсе. Например, ребята ездят в акселераторы в Алматы и Москву.

Если говорить о распространенных ошибках, которые совершают стартапы, то самая большая из них, наверное, трата времени, когда слишком долго вынашивается идея.