Ранее Spot опубликовал статью эксперта Центра содействия экономическому развитию Юрия Наумова, в которой сравнивались отчеты Госкомстата о социально-экономическом развитии Узбекистана за 2017 и 2018 годы. Эксперт заметил несовпадение данных: в первом отчете говорится, что ВВП страны в 2017 году составил 249,1 трлн сумов, во втором указано уже 302,5 трлн сумов.
Информационная служба Госкомстата направила в редакцию Spot ответ на статью, в котором разъясняется, что несовпадение произошло по следующим объективным причинам:
Ответ Госкомстата
В результате принятия курса государства на проведение открытой политики, в том числе и в национальной статистике, и ряда постановлений президента, касающихся достоверности и открытости статистической информации, Госкомстатом проводятся меры по совершенствованию статистической методологии, обеспечению полноты отчетных данных, которые, как представляется, позволят дать объективную оценку уровня ВВП и составляющих его отраслей.
С этой целью на постоянной основе Госкомстатом привлекаются эксперты международных организаций по статистике национальных счетов, таких как Международный валютный фонд (МВФ) и Азиатский банк развития (АБР), с чьим участием поэтапно осуществляется и в дальнейшем будет осуществляться пересмотр статистических подходов с учетом международной практики. Помимо этого, в процессе совершенствования статистической методологии широко используются рекомендации и техническая помощь таких международных организаций, как Всемирный банк, ЕЭК ООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и другие.
Разница по ВВП за 2017 год является результатом перерасчета данных отраслевой статистики. Так, по предварительной оценке Госкомстата, опубликованной в январе 2018 года, ВВП Узбекистана составил 249,1 трлн сумов. Позже, в мае 2018 года, Госкомстат предварительно уточнил объем ВВП до 254 трлн сумов и разместил эти данные на своем официальном веб-сайте, а также на Национальной странице сводных данных Узбекистана в рамках расширенной общей системы распространения данных (р-ОСРД) МВФ.
В январе 2019 года Госкомстат осуществил масштабный пересмотр ВВП за 2017 год (302,5 трлн сумов), который в основном коснулся отрасли сельского хозяйства.
Это обусловлено тем, что при расчете объема по выпуску сельского хозяйства на протяжении ряда лет использовались цены на сельскохозяйственную продукцию значительно ниже рыночных.
С целью решения данной проблемы среднегодовые цены на сельскохозяйственную продукцию были пересмотрены и приведены в соответствие с рыночными ценами по всем видам продукции, в то время как объемы в натуральном выражении оставались неизменными.
Например, в 2017 году, если до пересмотра среднегодовая цена за 1 кг зерна принималась на уровне 648 сумов, то после пересмотра — 1686 сумов; овощей до пересмотра — 895 сумов, после пересмотра — 2547 сумов; бахчи до пересмотра — 865 сумов, после пересмотра — 1128 сумов; мяса говядины в живом весе до пересмотра — 5986 сумов, после пересмотра — 17 470 сумов; молока до пересмотра — 577 сумов, после пересмотра — 1678 сумов,
После пересмотра среднегодовых цен на сельскохозяйственную продукцию валовая добавленная стоимость данной отрасли увеличилась с 43,1 трлн сумов до 91 трлн сумов и, соответственно, ВВП с 254 трлн сумов до 302,5 трлн сумов (+47,9 трлн сумов за счет сельского хозяйства, +0,6 трлн сумов за счет других его отраслей).
При этом в результате такого пересмотра темпы роста ВВП за 2017 год снизились с 5,2% до 4,5%. Также доля сельского хозяйства в отраслевой структуре ВВП возросла с 19,7% до 34%, в то время как доля промышленности снизилась с 27,2% до 22,2%, доля строительства — с 6,9% до 5,7%, а доля сферы услуг — с 46,2% до 38,1%.
Что касается разницы в чистых налогах на продукты, то здесь необходимо пояснить, что эти изменения прежде всего связаны с приведением в соответствие и обеспечением согласованности данных между системой национальных счетов и статистикой государственных финансов.
Как принято в мировой практике, для обеспечения сопоставимости в динамике был осуществлен перерасчет ВВП за 2014−2016 годы, и эти данные размещены на официальном веб-сайте Госкомстата для пользователей информации с необходимыми примечаниями.
В дальнейшем планируется в срок до июля 2019 года продолжить ретроспективные пересчеты ВВП, начиная с 2010 года, и публиковать их на сайте Госкомстата.
Следует обратить внимание на то, что подобные перерасчеты статистических показателей за длительные периоды осуществляются нечасто и связаны с существенным пересмотром методологических подходов.
Как и в мировой практике, Госкомстат формирует статистическую информацию на основе принципа циклического пересмотра: сначала осуществляются предварительные оценки и в дальнейшем расчеты уточняются на основе получения более широкой информационной базы.
Также просим обратить внимание на примечание в разделе «Ежеквартальные доклады» в виде «В данном разделе статистические показатели являются предварительными» и другие сноски, чтобы избежать неверного толкования предварительной информации. В дальнейшем Госкомстатом будут рассмотрены вопросы по техническому совершенствованию официального сайта для облегчения связи с пользователями информации.
По поводу индекса-дефлятора ВВП (по итогам 2018 года — 128,1%) следует отметить, что этот показатель по своему содержанию отличается от индекса потребительских цен (ИПЦ). Так, ИПЦ характеризует изменение цен товаров и услуг, включаемых только в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары и услуги, произведенные экономикой, в том числе инвестиционные товары, экспортируемые товары и услуги, а также нерыночные услуги, включаемые в ВВП.
Также при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП — только товары, произведенные резидентами национальной экономики.
Будем благодарны за любые комментарии и предложения по поводу наших публикаций. В дальнейшем Госкомстат продолжит подробное освещение происходящих изменений в статистических данных и методологии их расчетов, а также причин таких изменений. Полагаем, что тесная связь с общественностью послужит более правильному толкованию и прозрачности статистических данных.