Основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов прокомментировал пост экономиста Абдуллы Абдукадырова «Личное мнение», где, как он пишет, попробовал обобщить некоторые моменты по итогам 2018 года и первого квартала 2019-го.
Один из 10 пунктов гласит, что дефицит внешнеторгового баланса Узбекистана — минус $2 млрд по итогам 2018 года, а в первом квартале 2019-го — еще больше.
Зафар Хашимов написал, что отрицательное сальдо внешнеторгового баланса является нормой и добавил, что растущие показатели официального импорта это даже хорошо.
Во-первых, это показывает, что импорт после либерализации валютного регулирования и снижения пошлин начал выходить из тени.
Во-вторых, известно, что растущий импорт всегда тянет за собой рост экспорта и в этой гонке, при взятом курсе на экспортную ориентацию экономики, импорт всегда опережает экспорт.
«И это, повторюсь, есть нормально и даже хорошо для экономики страны. Если бы импорт не опережал экспорт, то это привело бы к усилению курса сума, что стало бы препятствием для роста экспорта», — написал предприниматель.
Он отметил, что сальдо внешнеторгового баланса при этом не ведет само по себе к снижению золотовалютных запасов страны, как указывает Абдулла Абдукадыров, потому что во внешнеторговом балансе не учитываются поступления от переводов (переводы в страну только от трудовых мигрантов в прошлом году превысили $4 млрд), поступления от туризма, иностранные инвестиции и займы.
«Так что $2 млрд сальдо в пользу импорта никак напрямую не навредило запасам золота и валюты», — пояснил Зафар Хашимов.
Основатель korzinka.uz также объяснил, что колебания стоимости золотовалютных запасов в Узбекистане в большей степени зависят от колебаний стоимости самого золота, нежели от показателей внешней торговли.
«Можно иметь, скажем, сейф, наполненный золотом, закрыть его и потерять ключ, но стоимость запасов золота в этом сейфе будет всё равно колебаться, хотя ни на грамм золота в нем меньше не стало», — привел пример предприниматель.
Ранее Spot писал, что Государственный налоговый комитет не согласился с мнением Абдуллы Абдукадырова о росте налоговой нагрузке в стране.