Юлия Затуловская изучала автоматизированные системы управления в ТГТУ, но всегда была настоящей креативщицей. После вуза она заинтересовалась разработкой сайтов и графическим дизайном, самостоятельно освоила эту сферу, ушла во фриланс — и проработала удаленно 10 лет.
В 2017 году Юлия решила вложить сбережения в свое дело и вместе с партнером открыла креативное агентство Golden Minds. Через год она стала единственным учредителем, а еще через год масштабировала компанию вдвое и вышла на прибыль.
Летом 2018 года предпринимательница выиграла в конкурсе на лучший герб Ташкента — созданием герба она занималась одновременно со стажировкой в США в компании LinkedIn по программе TechWomen.
Юлия Затуловская рассказала Spot, с какими проблемами сталкиваются предприниматели в ее сфере, каково женщине в бизнесе в Узбекистане и какие уроки она вынесла за десять лет работы на себя и три года ведения своего дела.
01
У саморазвития есть предел
Будучи интровертом, я проработала 10 лет удаленно. И несмотря на то, что много времени уделяла саморазвитию, в какой-то момент поняла, что просто не знаю, что еще мне нужно выучить, что спросить у Гугла. Когда ты находишься внутри своего community, ты в курсе того, что происходит вокруг, знаешь, какая информация нужна тебе для развития, видишь меняющуюся действительность. А когда сидишь в четырех стенах, рано или поздно заканчиваются вопросы и начинает казаться, что ты уже всё знаешь. После 10 лет удаленной работы я понимала, что мне нужно сообщество единомышленников вокруг. Я решила внести максимальные изменения в свою жизнь, перейти на новый уровень, выйти из комфортной зоны. Для этого было решено создать профессиональную команду, с которой мы вместе будем достигать творческих успехов.
02
Не дайте бизнес-партнеру превратиться в начальника
Когда я решила открыть свою компанию, мне нужен был человек, который бы разбирался в финансовых вопросах и бухгалтерии. Такого человека я нашла, мы стали бизнес-партнерами, и сначала всё шло хорошо. Но когда ты инициатор проекта, от тебя всегда будут требовать больше — больше денег, больше проделанной работы. К сожалению, в итоге наше видение дальнейшего ведения бизнеса не совпало. Стратегии и устаревшие методики, которые предлагал партнер, совершенно противоречили миссии Golden Minds.
Партнерство равносильно браку. Мы всё обсудили и решили разойтись, это был непростой процесс. Сейчас он успешно занимается своей работой, а мы успешно делаем свою. Обе стороны счастливы.
03
Снимите розовые очки
Перед открытием бизнеса знакомые предупреждали меня, что первое время я буду сидеть на каше на воде. Я думала, что это такая шутка, и представляла себе, как деньги потекут ко мне рекой и я не буду себе ни в чем отказывать, как только открою бизнес и начну получать прибыль. Но всё оказалось совсем не так: заказов было не так много, нужно было оплачивать аренду, платить специалистам и снова и снова вкладывать в развитие проекта.
Свое дело — это бесконечные проблемы, а особенно в моей сфере, ведь мы продаем креативные идеи, а не просто товары. Приходится всегда следовать технологическим тенденциям и изменчивым пожеланиям клиентов. Ситуация очень динамичная — количество проектов увеличивается, но и затраты растут с новым офисом, новым персоналом, новым оборудованием и новыми конкурентами. Нужна постоянная подпитка, мотивация, потому что доходов нет, клиент слился, специалист не понимает сути работы… Свой бизнес требует огромного количества вашего времени и терпения, так что не надейтесь сразу разбогатеть и почивать на лаврах.
04
Планку ставите только вы сами
Вначале мы брали много недорогих заказов — они были несложные, но отнимали много времени и сил. Я была как белка в колесе, постоянно думала, хватит ли денег, чтобы оплатить работу моей команде, рассчитаться за аренду… Первые годы мы боролись с нашей культурой ведения бизнеса и ценовой политикой — я имею в виду то, что интеллектуальные услуги в Узбекистане не ценятся на должном уровне. Потом я поняла, что больше не могу так работать, и выбрала второй вариант — делать немного, но очень качественно и дорого. Мы решили, что не относимся к тем, кто удешевляет свой труд.
Начали делать комплексный брендинг и стали уже не креативным агентством, а медиакомпанией, стали предоставлять качественную работу международного уровня для локальных заказчиков. Придерживаясь этой позиции, мы начали находить правильных клиентов. Тогда я поняла, что вот эта самая компания — только у тебя в голове, ты решаешь, будете ли вы работать в гараже или в большом офисе в центре города. Планку мы задаем себе сами.
05
Прежде чем открывать свое, поработайте в крупной компании
Я жалею, что у меня нет опыта работы в какой-нибудь большой компании, занимающейся тем же, чем и я. Однозначно посоветовала бы перед открытием своего дела хотя бы год или два поработать «внутри» выбранной сферы. Так можно увидеть, как правильно налаживаются в вашей области бизнес-процессы, какие совершаются ошибки и как их исправляют. Когда я стажировалась в LinkedIn по программе TechWomen, я поняла, как на самом деле всё просто устроено в такой масштабной компании — а если бы я не побывала там лично, так бы и думала, что всё это очень сложно.
06
Предлагайте комплексные решения
Если к нам приходит клиент, которому нужен SMM, мы предлагаем ему и всё остальное — от наружной рекламы до создания сайта и оформления магазина. Ему так легче: не нужно контролировать нескольких специалистов и терять время. Он сотрудничает только с одним ответственным лицом. Конкуренция на нашем рынке бешеная, поэтому лучше постараться расширить штат и начать давать клиенту больше, чем один продукт. Иначе он найдет тех, кто сделает это вместо вас.
07
Не критикуйте ради критики
Часто вижу в сети раздутые обсуждения какого-нибудь дизайна или логотипа, который якобы сплагиатили. Не спорю, такое бывает, но чаще всего это просто совпадение. Это совершенно нормально, что разным людям приходят в голову похожие идеи, мы живем в одном и том же информационном пространстве. Но тут стоит добавить, что нужно еще и следить за конкурентами. Это касается всех сфер, а дизайна — особенно. Когда я презентовала свой вариант герба Ташкента с доминирующим фиолетовым цветом, его стали сравнивать с фирменным цветом компании Crafers — а я, если честно, даже тогда и не видела их айдентики.
У нас вообще очень развит негативизм, люди любят покритиковать. Я ощутила это на себе, когда опубликовали мою работу — чего только мне не писали! При этом настоящие эксперты-дизайнеры удивительно правильно поняли смысл каждого элемента, а вот обыватели придирались к каждой мелочи. Многие любят критиковать, не обладая знаниями в обсуждаемой сфере, но при этом предлагая свои идеи — иногда это может быть раздражающим и грубым. Но я к критике отношусь спокойно — когда постоянно работаешь с клиентами, у каждого из которых есть собственное мнение, к ней вырабатывается иммунитет. К тому же критика — это порой бесплатная консультация.
08
Пробуйте себя в чем-то новом
Разработка герба для конкурса была для меня непривычной задачей, ведь это все-таки герб, а не логотип, а в геральдике есть свои законы и правила. Сначала мне казалось, что я смогу быстро разобраться, что к чему, но выяснилось, что всё сложнее, чем кажется. И всё же мне удалось победить, хотя наряду со мной в конкурсе участвовали профессиональные геральдисты, в том числе и те, кто создавал герб Узбекистана. Результат мне самой понравился, но сейчас я понимаю, что хотела бы еще поработать над своим гербом. В любом случае такие конкурсы — это вызов себе и другим, стимул узнать что-то новое. Даже если облажаешься, ничего страшного. Естественно, это еще и хороший пиар для специалиста.
09
Презентуйте свою работу лично
Благодаря тому же конкурсу я поняла еще одну простую вещь — готовую работу всегда нужно презентовать заказчику лично, чтобы объяснить ему, как ты пришел к этому концепту и что ты хотел всем этим сказать. Публикацию моего герба во время конкурса сделали неправильно — не было пояснений. Люди не знали, что означает тот или иной символ и придумывали свое, и это нормально. К тому же исказилось изображение и изменились пропорции. Зато теперь я знаю, что посылать работу заказчику по Telegram — плохая идея.
10
Если вы женщина, забудьте об этом в бизнесе
У нас бизнес — это всё еще мужская территория. И чтобы тебя воспринимали в первую очередь как специалиста, а не как женщину, которой можно манипулировать, нужно правильно себя позиционировать. На самом деле женщины часто сами неправильно подходят к общению с бизнес-партнерами, неосознанно кокетничают, например. А нужно просто понять, что перед тобой — не мужчина, а бизнесмен. И ты — тоже бизнесмен. Вообще нынешняя ситуация на рынке труда для женщин, конечно, стала гораздо лучше по сравнению с предыдущими годами. И я надеюсь, что для деловых женщин в конце концов будут созданы по-настоящему равные с мужчинами условия для ведения бизнеса.