Когда в детстве Асия Яхина разрисовывала поля в своих школьных тетрадях, она даже и не думала, к чему это приведет. Сейчас ей 26 лет, и она работает дизайнером в одной из самых престижных газет в мире — New York Times. История успеха обыкновенной девушки из Ташкента на Spot.
Не стесняйтесь себя
Мне всегда нравилось рисовать. Еще в средней школе на уроках я постоянно «калякала» на бумаге и рисовала одноклассников. Как тихого и покладистого ребенка меня редко кто отчитывал, но за внеурочное рисование мне часто доставалось. Что-то вроде: «Яхина, художник — это от слова худо!» Эти замечания меня радовали. Художник во мне тихонько ликовал, потому что его кто-то заметил и назвал по имени, а значит, признал существование.
Не бойтесь ставить высокую планку
В какой-то момент я узнала, что в Ташкенте есть школа Tashkent International School, которая раз в год принимает трех учеников на бесплатное обучение. Я сразу загорелась этой идеей. Возможность учиться на английском, общаться со сверстниками со всего мира казалась заманчивой и нереальной. Знакомые, замечая мой энтузиазм, из добрых побуждений предупреждали, что будет сложно. А вдруг не получится? Конкурс и вправду казался запредельным — на одно бесплатное место метило около тридцати человек.
Тур за туром, в конце — собеседование, и меня приняли! Я радовалась как ребенок. У меня было ощущение, что передо мной открываются двери, которые раньше были закрыты.
Фото из архива
Вскоре мне стало понятно, что даже если какие-то двери и открылись, нужно приложить еще много усилий. Постепенно я привыкла к учебе на английском языке и к новой системе образования, где учат не запоминать, а думать. Не списывать, а обоснованно излагать собственные идеи.
В международной школе я записалась на уроки по изобразительному искусству. Тогда у меня появилась возможность работать над более осмысленными проектами с началом и концом. Я рисовала, писала красками, снимала фотографии, строила инсталляции, продумывая истории и концепты.
Художник + практик = дизайнер
Окончив TIS, я смогла поступить в американский колледж Уэллсли. Сначала я стала учиться на факультете международных отношений, но быстро поняла, что это не мое. И перешла на другой факультет, обучающий графике, типографии, дизайну интерфейсов для веб- и мобильных приложений и программированию. Читая названия уроков перед началом семестра, я сразу понимала, как смогу применять эти навыки в работе над настоящим проектом. Мой практик радовался, а художнику не терпелось испробовать новые пути для самовыражения.
Подучив Photoshop и Illustrator, я использовала любую возможность применить новые знания на практике. Подала заявку на должность графического дизайнера в одном из журналов, который выпускал мой колледж, и стала помогать им с дизайном обложек и версткой страниц. Как только я слышала, что кто-то из моих друзей работает над новым сайтом или начинает стартап, я предлагала свою помощь с дизайном логотипа и иллюстраций.
Изучив основы программирования, я стала разрабатывать собственные маленькие проекты на стороне, например, эту видео-игрушку или этот виртуальный тур кампуса моего колледжа. На тот момент опыта работы у меня не было, но был живой энтузиазм и желание учиться. Проект за проектом — и у меня появилось маленькое портфолио.
Фото из архива
Настоящая школа
Теперь я могла наглядно показать, что я могу. Во время каникул я начала подавать на стажировки в стартапах побольше и меня брали работать как младшего (junior) дизайнера в основном на добровольных (бесплатных) основах. В процессе я впитывала всё новое, осознавая, что школа практики научит быстрее и эффективней, чем любая другая.
Из этого опыта я вынесла один важный урок: работа дизайнера не ограничивается созданием приятных глазу страниц. Дизайнер, который делает свое дело качественно, должен походить на жонглера. В процессе работы он учитывает ряд факторов и балансирует часто противоречащие приоритеты, чтобы в итоге предложить изящное и реалистичное решение поставленной задачи.
Кроме того, команде и начальству нужно уметь объяснять пошаговый процесс, который к нему привел. Еще важно дружить с разработчиком или хотя бы общаться с ним время от времени, чтобы иметь общее понимание технической стороны проекта.
Фото из архива
О собеседованиях
Портфолио мое постепенно подрастало, а с ним и мои амбиции. Весной 2015-го я узнала о стажировке в Microsoft для дизайнеров-студентов. Подала заявку, и после ознакомительного звонка меня вызвали на собеседование.
Ночь перед собеседованием я провела, готовя презентацию. Я волновалась — для меня это была крутая возможность, и я не хотела ее упустить. Пришла на собеседование уставшая, но подготовленная.
Я выбрала один проект, чтобы было достаточно времени рассказать про него в деталях. Я знала порядок моих слайдов, знала, во что было обязательно углубиться, а что можно опустить. На любом собеседовании от дизайнера, помимо опыта работы, требуется умение рассказать складную историю о его рабочем процессе — здесь важна как книга, так и ее обложка. Как оказалось, подготовка прошла не зря — всё получилось.
Microsoft и разработка игры за три месяца
Лето 2015-го, я — дизайнер-стажер в Microsoft. Я начала работать в команде с еще четырьмя студентами над видеоигрой. Мы ее придумали и построили с нуля за три месяца. Как дизайнер и арт-директор я работала над интерфейсом, игровой механикой, анимацией, дизайном уровней и меню. В конце каждой недели я ходила по офису и тестировала нашу игру с людьми, которые раньше ее никогда не видели.
Раз за разом я наблюдала за тем, как один человек не понимает с первого раза инструкции, а другой отказывается играть, потому что уровень слишком сложный. Из этого я вынесла самый важный для себя урок: тестирование может стать пыткой для самолюбия любого дизайнера, который думал, что всё продумано идеально. Но стоит не расстраиваться, а наблюдать с искренним любопытством, чтобы понять, в чем проблема и как ее исправить.
Фото из архива
Поиск работы и сто заявок
После окончания колледжа я начала подавать заявки на вакансии дизайнера в самые разные компании. Я находила открытые позиции, отправляла свое резюме, портфолио и сопроводительное письмо, описывающее, кто я, что умею, и почему хочу работать именно в этой роли. Если посчитать, то в общей сложности я наверно отправила около сотни заявок. Ответов получила двадцать-тридцать. С кем-то я проходила несколько этапов собеседований, с кем-то не проходила дальше самого первого телефонного разговора.
После двух месяцев поиска у меня было два предложения на работу в небольших агентствах — это был хороший знак, но у меня было ощущение, что я могу найти что-то поинтересней. Так и получилось. Собеседование в New York Times, на удивление, было одним из легких. Мой проект им понравился, мы поговорили о моем рабочем процессе, предыдущем опыте, и мне предложили работу.
Недолго думая, я приняла предложение. Репутация New York Times как в мире медиа, так и в мире дизайна — это высокие стандарты и внимание к деталям. Я знала, что здесь я смогу найти наставников, которые знают свое дело и будут готовы делиться опытом.
Фото из архива
Что я делаю в New York Times
Сейчас я дизайнер в команде, которая работает над онбордингом пользователей. Если это перевести на нормальный язык, то получится, что наша главная цель — познакомить нового читателя с NYT.
Наш сайт — это океан качественного и проверенного контента на самые разные темы. Каждый день наши статьи открывают миллионы читателей по всему миру, но часто они даже не замечают, куда пришли. В основном их главная задача — быстро выяснить ответ на вопрос, который их интересует в данный момент. Наша главная задача — убедиться, что они вернутся снова. Чтобы они вернулись, нам нужно им показать часть океана, которая им по душе.
Кроме новостей о политике, наши журналисты пишут про искусство, технологии, бизнес, спорт и многие другие темы. Для любителей видео найдутся короткие и трогающие документальные фильмы из самых разных уголков мира. Для тех, кто любит готовить, у NYT есть онлайн-архив с тысячами проверенных простых и сложных рецептов. Любители кроссвордов могут загрузить наше мобильное приложение и каждый день решать новый кроссворд от New York Times.
Когда читатель регистрируется на нашем сайте, мы как бы берем его за руку и вкратце рассказываем про то, что может ему показаться интересным. Для пользователей этот ознакомительный процесс займет всего несколько минут. Для нас же это месяцы работы, исследований, тестирования и экспериментов. Чем лучше мы выполним эту задачу, тем больше читателей будет возвращаться к нам на регулярной основе и извлекать пользу из того, что NYT производит на свет.
*Дисклеймер: все вышеописанные события не имели бы счастья произойти без поддержки и любви моих родителей.