Евгений Лукьянчиков, региональный директор «Яндекса» в Узбекистане, рассказал Spot о проектах компании в стране.
«Яндекс.Справочник» уже здесь
Компания уже запустила «Справочник» в Узбекистане — еще в марте добавила в поиск информацию о нескольких десятках тысяч компаний. Агенты, которых сейчас активно ищут, нужны для того, чтобы пополнять эту базу и держать ее в актуальном состоянии.
Например, когда пользователь, условно, вводит в поиске «Black Bear Kofi», он должен видеть точные адреса всех кофеен, часы работы, контакты и так далее. Агенты обзванивают компании, уточняют эту информацию, которая потом и размещается на сайте.
Сейчас у «Яндекса» уже десятки агентов в стране. Если год назад собиралась база по организациям Ташкента, то сейчас уже собирается информация по компаниям Ферганы, Самарканда, Бухары, Андижана и других городов.
300 тыс. человек в «Яндекс.Махалле»
Десятки тысяч людей посещают сервис каждый день. Недавно там зарегистрировался хокимият Ташкента, который теперь будет публиковать свои новости по районам.
Сейчас месячная аудитория «Яндекс.Махалли» составляет 300 тыс. человек, и она продолжает расти. В целом же поиском «Яндекс» в Узбекистане пользуется 2,9 млн человек в месяц.
«Яндекс.Новости» на узбекском языке
Сервис запустился в Узбекистане на русском языке в августе 2018 года. Сейчас идут подготовительные работы по запуску на узбекском языке.
«Народная карта» и парковки
Благодаря активным пользователям за неделю в Узбекистане по итогам «Недели парковок» было сделано значительно больше правок, чем за предыдущий год. Городами-лидерами по количеству нанесенных парковок стали Ташкент и Зарафшан.
Сами же «Карты» в Узбекистане обновляются каждый день, каждый час, каждую минуту. Нет никаких релизов, всё обновляется чуть ли не в режиме реального времени.
Будет ли «Яндекс.Плюс» в Узбекистане
Для того, чтобы «Яндекс.Плюс» стал доступен в Узбекистане, нужно дальнейшее развитие экосистемы.
Например, одной из важных составляющих «Плюса» является подписка на онлайн-кинотеатр «Кинопоиска», а он в Узбекистане сейчас по сути не представлен.
Помимо этого, «Плюс» это не только «Такси», «Музыка» и «Кинопоиск» — это еще и «Драйв» и «Едадил», и «Беру» (ни одного из этих сервисов в Узбекистане пока нет).
В компании хотели бы запустить в стране «Плюс», но нужно время, чтобы сформировалась полноценная экосистема.
Телепрограммы местных телеканалов
Сейчас на yandex.uz по умолчанию отображается телепрограмма российских телеканалов.
В компании работают над тем, чтобы появились телепрограммы телеканалов Узбекистана, уже начались переговоры.
Будет ли «Яндекс.Диск» в Tas-IX
Сделать это непросто по нескольким причинам. Во-первых, нельзя завести в Tas-IX только «Диск» — надо будет тогда завести базу пользователей, отделить пользователей из Узбекистана от других, создать чуть ли не отдельный дата-центр внутри страны и многое другое.
Для компании это большие расходы, которые потом могут совершенно не окупиться, потому что интернет в Узбекистане становится доступнее — многие операторы уже ввели безлимитные тарифы, мобильный интернет становится дешевле. Речь идет даже не столько о деньгах, сколько о людях, инфраструктуре и времени, чтобы создать для Узбекистана уникальную платформу.
В итоге может получиться так, что когда «Яндекс», потратив много времени и ресурсов, перенесет «Диск» в Tas-IX, большая часть пользователей в Узбекистане уже не будет обращать внимание на то, находится ли сайт в Tas-IX или нет. Лучше это время потратить на другие проекты.
Интересно запустить в Узбекистане «Яндекс.Транспорт»
Представитель «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко говорил в июне 2018 года, что компания готова запустить в Узбекистане «Яндекс.Транспорт». После того, как оба местных приложения для отслеживания автобусов перестали работать, этот вопрос стал еще актуальнее.
В «Яндексе» подтвердили, что всё еще готовы запустить «Транспорт» в Ташкенте, но для этого необходима работа с двух сторон — нужно, чтобы и сам город пошел навстречу.
К примеру, компании удалось добавить автобусные маршруты на «Яндекс.Карты», но сделано это было при помощи энтузиастов с Tashtrans.uz. Если сотрудничество с местными властями будет налажено, то «Яндекс» сможет запустить в Узбекистане «Транспорт» в кратчайшие сроки.
Если запускать «Яндекс.Афишу», то с онлайн-продажей билетов
Просто запускать «Афишу» с расписанием сеансов не очень интересно, а вот добавить онлайн-продажу билетов — это совсем другое дело. Тем не менее, сейчас в Узбекистане у компании в приоритете совсем другие проекты.
Пока непонятно, для кого в Узбекистане запускать «Яндекс.Маркет»
Для запуска и полноценной работы «Маркета» необходимо развитие e-commerce в стране, чтобы при поиске, к примеру, iPhone, отображалось несколько десятков магазинов, где его можно купить. Нужно значимое количество магазинов, а сейчас их в Узбекистане недостаточно. Пока не планируется открывать «Маркет» в Узбекистане — не хочется «запустить сервис, чтобы запустить».
Серверы в Узбекистане
Впервые о том, что «Яндекс» планирует разместить серверы в Узбекистане, стало известно в феврале. До России трафик идет долго, и если бы в Узбекистане появились кэширующие серверы, то доступ к ресурсам компании был бы быстрее.
Например, быстрее подгружались бы карты, видеоролики и картинки, быстрее скачивались бы продукты вроде «Яндекс.Браузера». Тот же запуск «Кинопоиска» или «Эфира» в принципе невозможен без размещения серверов внутри страны.
Сейчас у «Яндекса» в Узбекистане уже больше десяти проектов, некоторые из которых уникальны — поиск в Tas-IX, к примеру, или «Яндекс.Махалля». Компания планирует и дальше запускать в стране новые проекты, направленные на решение конкретных проблем, которые должны сформировать единую экосистему.