IT-park в Ташкенте начал принимать заявки на резидентство. Руководитель IT-park Фархад Ифбрагимов и специалист из Индии Джараям Партасарти рассказали Spot, для чего нужен он, если уже есть Мирзо-Улугбекский инновационный центр, и многом другом.
Почему Индия
IT — одно из приоритетных направлений сотрудничества Узбекистана с Индией, которые были определены во время государственного визита Шавката Мирзиёева в Индию в сентябре 2018 года.
Индия — мировой лидер по производству программных продуктов, аутсорсингу IT-услуг, и их модель развития очень подходила нам.
Эта страна смогла обучить свое многочисленное население, ориентируя его на развитие IT, и сейчас это направление приносит стране почти $150 млрд экспорта в год.
В конце прошлого года мы с командой интенсивно работали над изучением индийского опыта, а в январе этого года уже было принято постановление о создании IT-park.
«Ранее я работал над проектом MUIC, результаты работы которого позволили создать новые IT-компании в Узбекистане. Однако было много начинающих бизнесменов, которые не имели четкого плана действий — они просто не знали, как работать с потребителем, госорганами и только набирались практического опыта», — Фархад Ибрагимов.
В этой части IT-park будет помогать стартапам формировать стратегию, определять конкретные этапы развития, таргетировать рынок, общаться с потребителем, развивать продукт.
Для нас самих IT-park — это новое направление деятельности, и, по сути, мы стартап по стартапам.
Возвращаясь к MUIC, стоит напомнить, что он был создан в основном для роста индустрии информационных технологий.
Резиденту инновационного центра необязательно находиться на его территории, он может базироваться в любой части Узбекистана, тогда как IT-park был создан исключительно для развития стартап-экосистемы.
Каждый может прийти к нам со своей идеей и превратить ее в MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт).
Если уже есть готовый продукт, то предприниматель может перейти в MUIC. Необходимо четко понимать, что MUIC и IT-park дополняют друг друга.
Стратегическая цель — создать узнаваемый в мире бренд IT-продуктов и IT-услуг Made in Uzbekistan. Для этого Узбекистану необходимо найти свою нишу в мире большого IT-бизнеса.
Вызовы: команда, менторы, инфраструктура
Одной из первых наших задач было сформировать команду. Мы понимали, что искать готовые кадры бесполезно, потому что в Узбекистане, как, думаю, и во всем СНГ, вузы не выпускают фасилитаторов — людей, которые будут работать на развитие стартап-экосистемы.
Это была самая большая головная боль, но мы знали несколько ключевых людей в этой сфере, которые «голодны» на успех, и нам посчастливилось объединиться с ними.
Все они имеют разную квалификацию и уровень знаний. Мы стали обучать людей, попутно обучаясь сами — изучили опыт стран СНГ, Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
Фархад Ибрагимов
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Мы собрали команду молодых ребят, средний возраст — 30 лет. Всё еще присутствует текучка, но получилось собрать костяк. Мининфоком предоставил нам хорошие возможности и ресурсы для набора специалистов с высокой квалификацией.
Что касается менторов, то если они смогут быть полезны для наших стартапов, то мы вместе рассмотрим возможность выделения небольшой доли в этих стартапах. Тем самым это мотивирует как менторов, так и стартап-компании.
Кто и как может стать резидентом
Мы сможем регистрировать резидентов только после принятия документа, регулирующего нашу деятельность, и после завершения строительства, которое еще идет.
При регистрации отсутствует принцип экстерриториальности и соответственно количество резидентов на 12 тыс. кв.м. будет ограничено, поэтому мы постараемся произвести качественный отбор.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Возможное количество резидентов определить сложно, ведь к нам могут прийти компании и с большим штатом.
Наши резиденты будут обязательно находиться на территории парка. Это, с одной стороны, ограничивает нас, но с другой, работая с ними бок о бок, мы можем вместе расти.
Принимать планируется резидентов двух типов: стартап-команды и уже существующие аутсорсинговые компании, которые работают на зарубежные рынки.
Первые проходят отбор, а вторые должны будут соответствовать классификаторам видов экономической деятельности.
«Пришло время экспортировать знания»
Развитие стартапов
Мы надеемся создать полноценную экосистему стартапов в соответствии с лучшими мировыми практиками. Тут наиболее важной является контентная часть — мало просто предоставлять готовую инфраструктуру для стартапов, необходимо еще качественное продвижение продуктов, с акцентом на внешние рынки.
Аутсорсинг IT-услуг
Второе направление работы, где за основу хотим взять модель той же Индии. На начальном этапе планируется субаутсорс — индийские компании будут сотрудничать с узбекистанскими партнерами — резидентами IT-park.
По мере получения опыта компании пойдут по пути естественной эволюции, переходя на прямой аутсорсинг, создание софта и, наконец, экспорта собственных решений.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Фундаментом обоих направлений, конечно же, является образование, и мы это прекрасно понимаем. Вот почему будет создана IT-академия.
У Узбекистана есть хороший потенциал — это молодежь, по статистике 60% населения. Наша задача — реализовать этот потенциал, пришло время экспортировать знания.
IT-академия, IT-отель и другие проекты
Образование — это фундамент, без которого мы не можем работать. В Индии мы встретились с представителем компании, которая строит исключительно IT-офисы, и хотели узнать, интересен ли им Узбекистан.
Представитель компании спросил: «А сколько у вас обученных IT-студентов?».
Компании будут приходить в Узбекистане, только если здесь будут обученные специалисты. Тогда им и понадобятся офисы.
В нашей академии ребята будут проходить обучение, практику в наших компаниях-резидентах, и по итогам отбора мы их будем трудоустраивать.
У нас будут выездные кампании для региональных вузов и IT-предприятий, но мы хотим, чтобы весь цикл работы был сосредоточен в парке, поэтому выделяем помещения для IT-отеля — там будут располагаться члены команд и стартапов из регионов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Он будет пользоваться спросом еще и потому, что к аутсорсинговым IT-компаниям приезжает много зарубежных гостей, для них мы тоже можем выделить номера различных классов.
Во втором полугодии мы планируем открыть IT-лабораторию для исследовательской и образовательной деятельности. Ребята из IT-академии смогут попробовать свои силы на практике, а по субботам планируем проводить там дни открытых дверей для учащихся школ.
IT-академия поможет им освоить новейшие технологии, тенденции и новые концепции. Мы будем приглашать международных менторов, иностранных тренеров по и других специалистов для развития и продвижения академии.
По этой части работаем совместно с Министерством народного образования. Совместно с ним мы также разрабатываем проект «IT-нация» — уроки начального этапа программирования для экстра-классов.
Чтобы внедрить эту программу в учебный процесс, нужна большая работа, но те, кто интересуется программированием, уже сможет реализовать свои идеи.
Другой важный момент: в Узбекистане большое количество молодого населения, но только около 10% от общего количества учащихся поступает в вузы. И наша задача — помочь ребятам получить минимальные навыки в IT и возможность зарабатывать.
IT-park будет работать в режиме 24/7 все 365 дней в году. Это будет что-то вроде IT-деревни, где будет всё необходимое, включая инфраструктуру для стартапов, коворкинг-центры, учебные центры и лаборатории.
Если идею можно воплотить в MVP, то в инкубаторе проект может стать полноценным продуктом. Основатели стартапа могут обратиться в парк, где они проведут несколько месяцев, создавая продукт. В этом им будут помогать трекеры.
В акселераторе люди смогут получить рекомендации по разработке стартапа и найти инвестиции. На этом этапе инвесторы будут играть важную роль в поддержке IT-индустрии, стимулируя людей с идеями стать предпринимателями.
Уже состоявшийся предприниматель сможет работать в нашем коворкинг-центре. В дальнейшем основатель стартапа может перейти в MUIC, чтобы уже работать непосредственно на рынке.
Об инвестициях и инвесторах
Международные инвесторы в лице венчурных фондов уже присутствуют в Узбекистане, но пока только присматриваются к рынку и действуют осторожно. У нас уже есть договоренности о сотрудничестве с несколькими из них.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Для фондов это хорошо, потому что к ним приходит много сырых IT-проектов, и мы постараемся подготовить эти проекты, но без венчурных фондов направление безуспешно, поэтому они обязательно будут у нас на demo day.
Для фондов наш рынок интересен, но пока еще не ясны правила игры — чтобы их определить, нужно вначале посмотреть процесс развития, а уже потом создавать нормативно-правовые акты.
В этом направлении наша цель — стать подобающим партнером для инвесторов, и совместно реализовывать перспективные проекты.
Планы на будущее
То, что мы начинаем сегодня, даст свои первые результаты уже через пару лет. Мы хотим доказать, что на небольшой, но правильно подобранной территории и с правильным контентом, можно организовать генерацию знаний на десятки миллионов долларов.
Кроме того, на одной площадке можно привлечь около 1000 квалифицированных специалистов, которые поведут за собой талантливую молодежь в мировую ИТ индустрию под брендом Made in Uzbekistan.