Если увеличить ставку налога на прибыль и при этом уменьшить ставку НДС, бизнес станет выгоднее выходит из тени и работать в белую, считает финансовый аналитик Азиз Алимов. О том, как это должно работать, эксперт объясняет с помощью расчетов специально для Spot.

Азиз Алимов

Директор Alpha Finance Business Consulting, финансовый аналитик

В Узбекистане происходят усиленные реформы и изменения в налоговом законодательстве. Эксперты, государственные органы, в лице ГНК и Минфина ищут эффективные способы налогового регулирования в части увеличения поступлений доходов в государственный бюджет, а также уменьшения налоговой нагрузки для развития бизнеса. Возникают частые противоречия в методах проведения налоговой политики, особенно это касается налога на добавленную стоимость (НДС) и его влияния на экономику.

На фоне всего этого многие не обращают внимания на другой вид налога, который также способен эффективно влиять на экономику страны. Особенно в части уменьшения теневого бизнеса, теневой занятости и, соответственно, начисления и уплаты подоходного налога с физических лиц (НДФЛ) и единого социального платежа (ЕСП).

Речь идет о налоге на прибыль. Каким же образом он способен пусть не устранить, а хотя бы максимально нивелировать теневой бизнес в стране? Ответ постараюсь максимально изложить в этой статье.

Как налог на прибыль влияет на теневой бизнес?

Сам налог на прибыль в нашей стране существует довольно давно. Однако мало хозяйствующих субъектов использовали его, так как он входил в общеустановленную систему налогообложения (ОСН). Большинство организаций пользовались упрощенной системой налогообложения (УСН), которая предполагала уплату только налога с оборота по установленной ставке.

С началом налоговой реформы в этом году организации с оборотом свыше 1 млрд сумов перешли на ОСН, которая также была значительно реформирована в части снижения налоговой нагрузки. В результате значительная часть организаций стали плательщиками налога на прибыль.

Более подробно расчет этого налога показан в Налоговом Кодексе. В целом его можно представить следующей формулой:

Налог на прибыль = прибыль х ставка налога = (доходы — расходы) х ставка налога

Мы не будем сейчас более подробно останавливаться на примерах расчета этого налога, так как существует много вычетов и невычетов, которые влияют на налогооблагаемую базу, а рассмотрим его экономическую сущность влияния на теневой бизнес.

Давайте разберем каждый фактор при его расчете. Значительных факторов два: доходы/расходы и ставка. Из данной формулы можно сделать вывод: чем выше доход, тем выше прибыль и, соответственно, выше налогооблагаемая база и выше налог. И наоборот. А по расходам ситуация противоположная: чем выше расход, тем ниже прибыль и, соответственно, ниже налогооблагаемая база и ниже налог.

Давайте более подробно разберем фактор расходов. Основные расходы любой организации — расходы, возникающие при заключении хозяйственных договоров (покупка товаров, оказание услуг, работ) и по трудовым договорам (заработная плата).

Согласно Налоговому Кодексу, при начислении и выплате заработной платы возникает обязательство по уплате подоходного налога с физических лиц (НДФЛ), который удерживает сама организация из дохода сотрудника, а также единый социальный платеж (ЕСП), который организация уплачивает сама согласно Фонду оплаты труда.

Именно в начислениях заработной платы присутствует основная теневая сторона в экономике нашей страны. Бюджет недополучает огромные суммы из-за укрывательства НДФЛ.

Еще недавно в нашей стране существовала прогрессивная шкала НДФЛ, который в совокупности с высоким ЕСП облагался по очень большим ставкам. В результате реальные доходы и зарплаты сотрудников не указывались в официальных документах и бюджет недополучал поступления от данного вида налога.

С вводом налоговой реформы в этом году и перехода с прогрессивной шкалы на плоскую ситуация, к сожалению, значительно не изменилась. Так в чем же дело и как сделать так, чтобы бюджет в полной мере пополнялся за счет НДФЛ? В этом ключевую роль должен сыграть налог на прибыль, а именно увеличение его ставки.

Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, организация имеет следующие показатели:

Доходы от продажи — 10 000 000 сумов

Расходы по хозяйственной деятельности — 2 000 000 сумов

Заработная плата без НДФЛ (чистая) — 5 000 000 сумов

Текущая ставка НДФЛ — 12%

Текущая ставка ЕСП — 12%

Текущая ставка налога на прибыль — 12%

Если организация всю сумму заработной платы отражает у себя в отчетности, то она начисляет НДФЛ и ЕСП. В этом случае расчет прибыли организации будет следующим:

Доходы от продажи

10 000 000,00

Заработная плата

5 000 000,00

Расходы по хозяйственной деятельности

2 000 000,00

НДФЛ

681 818,18

ЕСП

681 818,18

Налог на прибыль (12%)

196 363,64

Чистая прибыль

1 440 000,00


НДФЛ = 5 000 0000×12 / 88 = 681 818,18

ЕСП = 5 000 0000×12 / 88 = 681 818,18

Налог на прибыль = (10 000 000,00 — 5 000 000,00 — 2 000 000,00 — 681 818,18 — 681 818,18) х 12% = 196 363,64

Теперь допустим ситуацию, при которой организация всю сумму заработной платы уводит в тень. В этом случае расчет прибыли будет следующим:

Доходы от продажи

10 000 000,00

Заработная плата

5 000 000,00

Расходы по хозяйственной деятельности

2 000 000,00

НДФЛ

0

ЕСП

0

Налог на прибыль (12%)

960 000,00

Чистая прибыль

2 040 000,00


НДФЛ = 0, так как сумма 5 000 000 не указывается в официальной отчетности

ЕСП = 0, аналогично

Налог на прибыль = (10 000 000,00 — 2 000 000,00) х 12% = 960 000, сумма в 5 000 000 не указывается при расчете

Если мы сравним оба расчета, то увидим, что даже несмотря на то, что налог на прибыль возрос, бюджет недополучает по НДФЛ и ЕСП, а общая сумма непоступлений равна 681 818,18 + 681 818,18 + 196 363,64 — 960 000,00 = 600 000,00 сумов.

В данной ситуации проблему государство может решить только административными мерами, а это дополнительные затраты на проверки и контроль, а еще хуже, может возникнуть коррупционная составляющая.

Почему оптимальная ставка — 22%?

Что же делать? Необходимо установить такую ставку налога на прибыль, при которой организации было выгодно указывать свои расходы вместе с составляющими их налогами. Ведь при ставке налога на прибыль 12% предприятию выгодно уводить заработную плату в тень. Разница в прибыли: 2 040 000 — 1 440 000 = 600 000, то есть та разница, которую недополучит бюджет.

Путем нехитрых подборов можно определить, что оптимальной ставкой налога на прибыль — 22%. Давайте взглянем на расчет.

Все расходы по заработной плате указываются в официальном отчете:

Доходы от продажи

10 000 000,00

Заработная плата

5 000 000,00

Расходы по хозяйственной деятельности

2 000 000,00

НДФЛ

681 818,18

ЕСП

681 818,18

Налог на прибыль (22%)

360 000,00

Чистая прибыль

1 276 363,64


При теневом подходе:

Доходы от продажи

10 000 000,00

Заработная плата

5 000 000,00

Расходы по хозяйственной деятельности

2 000 000,00

НДФЛ


ЕСП


Налог на прибыль (22%)

1 760 000,00

Чистая прибыль

1 240 000,00


В этом случае организации выгодно переходить на белую систему начисления заработной платы, ведь при теневом методе она недополучает прибыль: 1 276 363,64 — 1 240 000,00 = 36 363,64 сумов.

В связи с увеличением ставки налога на прибыль и полной выплаты НДФЛ и ЕСП, бюджет же получит дополнительно 681 818,18 + 681 818,18 + 360 000 — 960 000,00 = 763 636,36 сум, то есть поступления в бюджет увеличатся.

Аналогично можно провести анализ и по расходам от хозяйственной деятельности. Ведь многие организации осуществляют покупки за наличный расчет, не указывая их в своих официальных отчетах. Соответственно, те, кто осуществляет продажи, не показывают их в своих. В результате идет сокрытие выручки. И на выявление ее потребуется снова административный метод проверок и контроля. Ставка в 22% автоматически снимает все эти проблемы.

Если мы посмотрим на опыт стран ближнего зарубежья, особенно на Казахстан и Россию, там ставка равна 20%. И суть не в том, что они более развитые по сравнению с нашей страной и поэтому у них ставка более высокая, а в том, что она позволяет нивелировать теневую составляющую бизнеса.

Снизить НДС до 12% и убрать льготы

Однако здесь существуют определенные риски. Есть риск того, что организации, которые используют белый метод учета, могут уйти в тень, так как налоговая нагрузка на них возрастет с увеличением ставки. Что в этом случае делать? Ведь если мы увеличиваем ставку на один налог, то, чтобы избежать последствий, необходимо уменьшить ставку на другой.

И я снова хочу вернуться к злободневной теме налога на добавленную стоимость, которую я раскрывал в своей публикации в январе. К сожалению, текущая ставка в 20% на этот налог не сыграла свою положительную роль. Она ложится тяжелым бременем на все субъекты бизнеса. Чтобы нивелировать это, наше правительство было вынуждено ввести множество льгот на этот вид налога. Это еще больше усугубило положение по выстраиванию эффективной цепочки по расчету НДС.

Ведь многие организации не могли брать в зачет сумму входящего НДС, в результате для них НДС стал налогом с оборота, только по ставке в четыре-пять раз выше предыдущей.

Таким образом, из всего сказанного единственный выход — уменьшить ставку НДС до 12%. Естественно, с ликвидацией всех льгот по налогу и отменой упрощенного НДС, который, к сожалению, также сыграл свою отрицательную роль. Это позволит реально уменьшить налоговую нагрузку, а главное, на фоне высокой ставки налога на прибыль нивелировать теневую составляющую и другие негативные последствия от такого изменения.

То есть для продолжения эффективной налоговой реформы в новую версию Налогового Кодекса необходимо включить:

  1. Увеличение ставки налога на прибыль до 22%. Это позволит максимально нивелировать теневую составляющую бизнеса в части расходов.
  2. Уменьшение ставки НДС до 12%. Это позволит реально уменьшить налоговую нагрузку, а главное на фоне высокой ставки налога на прибыль также нивелировать теневую составляющую и другие негативные последствия от такого изменения.
  3. На фоне уменьшения ставки НДС отменить все льготы по данному виду налога, а также отменить понятие упрощенного НДС. Это позволит многим предприятиям брать в зачет входящий НДС, построить эффективную цепочку по НДС и значительно увеличить поступления в бюджет.