Министерство экономики и промышленности разработало и опубликовало проект постановления президента с Концепцией развития автомобильной промышленности Узбекистана до 2025 года.
Как сейчас
Доля отрасли в ВВП страны за 2018 год составила 6,6%, в промышленном секторе — 11,7%, выплаты в бюджет в виде налогов и других платежей — 1,6 трлн сумов.
Спрос на автомобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности, обеспечивая занятость более чем 200 тыс. человек. В отрасли объединено 70 предприятий и организаций, трудоустроено более 25 тыс. человек.
В 2018 году объем производства промышленной продукции составил 26,8 трлн сумов. Экспорт продукции отрасли составил $59 млн, в том числе легковых автомобилей — $24 млн, автобусов и грузовиков — $21 млн. В 2018 году в республику импортировано 2,8 тыс. легковых автомобилей на сумму $35,4 млн.
Проблемы
Модельный ряд производимой продукции морально устарел (в среднем 10−11 лет), а уровень автомобилизации составил 75 единиц на 1000 человек. Низкий уровень автомобилизации указывает на наличие серьезных проблем в системе сбыта продукции, в частности, отсутствие эффективной системы льготного автокредитования.
Малые объемы производства одной модели — менее 35 тыс. ежегодно при норме в 100 тыс. автомобилей в год, — не позволяют достичь уровня производственной безубыточности для более чем одного производителя и приводят к экономической неэффективности проектов локализации в связи с удорожанием производственной себестоимости локализуемой продукции.
В настоящее время потенциальный объем импорта автомобильной продукции составляет не более 5%, который в будущем может вырасти до 25−30% при условии дальнейшего роста постоянно обновляемого и расширяющегося модельного ряда производимых в странах СНГ брендов, отсутствия обновления текущего модельного ряда и освоения новых моделей/классов отечественных автомобилей, отсутствия государственной поддержки отечественных автопроизводителей, в том числе в виде нетарифных импортных барьеров, льготного автокредитования и др.
Производители автомобильной продукции значительно ограничены в налаживании глубокой кооперации с отечественными производителями комплектующих в связи со сложностью процедур согласования новых поставщиков. Как результат, предприятия-производители автомобилей вынуждены импортировать комплектующие и материалы номинированных поставщиков, что в конечном итоге приводит к высокой импортозависимости отрасли и высокой себестоимости отечественной продукции. Высокая себестоимость не позволяет конкурировать на внешних рынках.
Возможности расширения экспортной деятельности, наряду с объективным географическим расположением республики, ограничены относительно высокими транспортными тарифами, таможенными и не тарифными барьерами (в среднем 6% от себестоимости автомобилей, тогда как в России — 1%), а также высоким уровнем конкуренции, агрессивной ценовой политикой отдельных игроков и защитными мерами на внешних рынках.
Низкая рентабельность отечественных производителей не позволяет погасить имеющуюся задолженность по кредитам коммерческих банков в полном объеме, приводит к росту кредиторской задолженности, дефициту оборотных средств и ограничению возможностей финансирования инвестиционных проектов и привлечения дополнительных заемных средств.
Развитие автомобильной отрасли ограничено недостатком квалифицированных инженерных кадров, отсутствием необходимого научного потенциала для создания и внедрения перспективных инновационных технологий. Уровень развития собственного инжиниринга остается низким, в том числе вследствие отсутствия государственных программ по стимулированию исследований и разработок, недостаточного количества лабораторий и испытательных баз и низкого уровня их оснащения современным исследовательским оборудованием.
Единоличным собственником крупнейшего участника рынка в отрасли — АО «Узавтосаноат» — является государство, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Уровень конкуренции на внутреннем рынке крайне низок, а продукция, реализуемая на внутреннем рынке, и производимая на экспорт, резко отличаются по техническому уровню, надежности, безопасности, экологичности и комфорту для потребителей.
Перемены
Обновление модельного ряда будет достигнуто за счет реализации проекта по производству новых видов бюджетных легковых автомобилей на Асакинском автомобильном заводе в Андижанской области.
Развитию конкурентной среды будет способствовать поэтапная реализация частным инвесторам, преимущественно иностранным, доли государственной компании АО «Узавтосаноат» в уставных фондах предприятий-производителей комплектующих, а также углубление государственно-частного партнерства.
В целях расширения числа участников внутреннего рынка производителей автомобильной продукции прорабатывается с китайской компанией Sinotruck производство до 3 тыс. ед. в год грузовых автомобилей в Самаркандской области.
Южнокорейский концерн Hyundai намерен запустить производство электромобилей на территории СЭЗ «Коканд» в Ферганской области. Стоимость проекта оценивается в $300 млн. Выпуск первого серийного электромобиля ожидается к концу 2023 года. Строительство завода мощностью 10 тыс. электромобилей в год планируется начать в 2021 году. В проекте участвуют южнокорейский Hyundai, Evergreen Motors (официальный дистрибьютор Kia и Hyundai в СНГ), Министерство инвестиций и внешней торговли и хокимият Ферганской области. В результате реализации проекта будет создано 1000 рабочих мест.
В целях углубления уровня локализации в производстве автомобилей и развития кооперации со смежными отраслями промышленности к 2025 году в республике планируется освоение производства стального проката на базе АО «Ташкентский металлургический завод», автомобильных шин на Ангренском резинотехническом заводе, производства алюминиевых деталей из вторичного алюминия на базе «Узвторцветмет», эпоксидной, меламиновой и алкидной смол на предприятиях АО «Узкимёсаноат», поливинилхлорида на АО «Навоиазот». Реализация данных проектов позволит обеспечить валютную экономию порядка $35 млн в год.
Для всех предприятий, осуществляющих производство моторных транспортных средств и комплектующих деталей, будут сформированы равные конкурентные условия с применением унифицированного налогового и таможенного режимов.
В политике таможенного регулирования экспортно-импортных операций запланирован постепенный переход от тарифного регулирования к нетарифным мерам защиты интересов отечественных производителей.
При этом, с учетом имеющейся международной практики, среди первоочередных мероприятий определено внедрение утилизационного сбора и запрет на ввоз автомобилей и автобусов со сроком эксплуатации более 15 лет.
Стимулирование роста продаж и доступности автомобилей на внутреннем рынке будет обеспечено за счет внедрения в процесс реализации автомобилей и автомобильных компонентов системы «одно окно», предусматривающей возможность клиенту в упрощенном порядке оформить автокредит, страхование, регистрацию автомобиля, получить государственный номер на автомобиль, а также воспользоваться услугой «трейд-ин» и другими.
Особое внимание будет уделено приближению отечественных технических стандартов на продукцию автомобильной промышленности к международным нормам, в том числе упорядочение нормативных требований по экологичности и организации выпуска автомобилей, удовлетворяющих стандартам Евро-5 согласно нормам ЕЭК ООН.
Результат
К 2025 году в автомобильной промышленности планируется достижение следующих показателей:
- рост объема производства с текущих 220 до 300 тыс. автомобилей, или в 1,4 раза, в том числе 9 тыс. легких коммерческих автомобилей, а также повышение уровня загрузки мощностей до не менее 85%;
- увеличение объема экспорта — с текущих 4,7 до 25,7 тыс. автомобилей, или в 5,5 раза;
- увеличение «чистого» уровня локализации по легковым автомобилям до 55%, а по коммерческим — до 30%;
- производство автомобилей методом крупноузловой сборки в объемах, не превышающих 10% от общего объема производства;
- увеличение численности занятых с 25,5 до 35 тыс. человек, или в 1,4 раза.
В результате уровень автомобилизации должен составить 116 ед. на 1000 человек. При этом ожидается, что в первые пять лет спрос будет на автомобили бюджетного класса («А» и «В») с уровнем цен до $10 тыс.
Рост доходов населения, в частности, среднего класса, приведет к смещению спроса на другие классы («В/С» и «SUV») с уровнем цен до $15 тыс.
Для повышения конкурентоспособности и улучшения потребительских свойств продукции в среднесрочной перспективе будут реализованы проекты по частичному изменению дизайна автомобилей, разработке оригинальных автомобильных компонентов для массового производства.
В рамках развития научно-исследовательской деятельности в отрасли планируется внедрение практики проектирования и разработки технологической оснастки, освоения навыков проведения испытаний и экспериментов, проведения технико-экономического анализа процессов производства.
Перспективным направлением станет проработка организации производства электромобилей и формирование необходимой инфраструктуры для их широкого распространения среди потребителей на территории республики.
Экспортная стратегия до 2025 года предусматривает постепенное расширение географического охвата экспорта, увеличение экспорта не только в страны СНГ и ближнего зарубежья, но и освоение новых рынков дальнего зарубежья — Восточной Европы, Южной Азии и Ближнего Востока, африканских стран.
«Реализация концепции предполагает формирование единой промышленной политики, включая разработку и внедрение соответствующей нормативно-правовой базы по требованиям к организации на территории новых производств, предусматривающих выполнение полного цикла технологических операций — штамповку, сварку, окраску и сборку», — подытоживается в проекте.
Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 11 июля.