Как ранее писал Spot, 26 июня в Торгово-промышленной палате прошел круглый стол, во время которого несколько компаний попросили пересмотреть ставки импортной пошлины в сторону снижения. Аргументы сводились к необходимости защиты отечественного производства от импортной продукции.
Судя по материалу «Газеты.uz», во время встречи несколько раз упоминали имя основателя сети супермаркетов korzinka.uz Зафара Хашимова и его компании:
«На встрече, куда меня не пригласили, как я вижу, всё время за моей спиной обсуждали меня и мои бизнесы. По сути, там устроили мне и моим предприятиям публичную порку, без предоставления права на защиту», — написал Хашимов на своей странице в Facebook.
Он сообщил, что очень хорошо знает и очень уважает многих узбекистанских предпринимателей — они самостоятельные и ответственные, знающие и умеющие, терпеливые и трудолюбивые, ему доставляет огромное удовольствие работать с такими собратьями по бизнесу.
«Всем иным, которые обвиняют в своих проблемах других, в том числе и нас, хочу ответить по пунктам их обвинений», — написал Хашимов.
Первое обвинение касалось того, что korzinka.uz не вовремя платит поставщикам. В частности, руководитель Bio-Sut Мухамаджон Арипов заявил, что все супермаркеты платят деньги несвоевременно — и korzinka.uz, и Makro держат деньги более трех месяцев, иногда до девяти месяцев.
«Все вопросы, связанные с оплатой, регулируются в соответствии с законодательством и договорами поставки. Стороны обсуждают эти условия и подписывают договор. Зачем жаловаться государству и просить снизить срок оплаты, если сам принял и подписал договор с этим сроком?», — ответил Хашимов.
Следующее обвинение касалось того, что korzinka.uz возвращает некачественный и просроченный товар поставщику.
«Это также регулируется нашими договорами, но здесь хочу добавить, что мы как ваш партнер все-таки на стороне потребителей: они наши боссы и мы в вопросах цены и качества всегда будем на их стороне, так что простите нас за это, уважаемые производители. Если мы всё равно нарушили ваши права, то мы такой же хозяйственный субъект, как и вы. Ведите себя грамотно и цивилизованно, требуйте выполнения условий и обращайтесь в суд, если мы их нарушили, в вашу пользу еще и штраф у нас изымут. Но вы не делаете этого, потому что знаете, что в суде речь пойдет по договору и закону, его подписывали и вы, и мы. И его мы не нарушали. Куда легче голословно обвинять нас на собраниях, не так ли», — ответил Хашимов.
На встрече предпринимателя несколько раз обвинили в лоббировании своих идей, среди которых назвали вступление Узбекистана в ВТО.
В частности, Фахриддин Абдугаффаров из Ассоциации кондитеров напрямую сообщил, что «нам это [вступление в ВТО] не нужно», и заявил, что «мы не согласны с позицией Зафара Хашимова, так как они [компании] будут завозить для своей выгоды».
Рустам Ахметов, директор Armatex, производящей трикотажные перчатки, также выступил против позиции Зафара Хашимова (снижение импортных пошлин), сообщив, что основатель korzinka.uz думает о своей компании-импортере Balton Trading, которая владеет эксклюзивными правами на импорт продуктов Nestle.
«Остальные магазины где должны закупаться, если не у них? Это ли не лоббирование?», — задался вопросом Ахметов.
«Да, мы занимаемся импортом и дистрибуцией товаров зарубежного производства, но это всего лишь 20% нашего бизнеса. 80% наших продаж это продукция отечественного производства и тем важней для нас, чтобы вы, наши отечественные производители, скорее отболели всеми своими детскими болезнями обвинять во всех своих недостатках других», — ответил Хашимов.
В целом же большинство предпринимателей на встрече выступили за повышение импортных таможенных пошлин на целый ряд продукции. Хашимов рекомендовал им поскорее начать думать и смотреть на себя глазами потребителей, предугадывая их желания и возможности.
«То, что делаете вы, требуя от государства протекции, это не что иное, как навязать своим потребителям насильно свой товар, вопреки их воле, через высокие тарифы. Это есть не что иное, как откровенное желание залезть глубже в их карманы не рыночными, административными методами», — написал предприниматель.
Он обратил внимание на то, что предпринимательство в первую очередь зиждется на конкуренции, соответственно, ограничивать конкуренцию — это и есть ограничивать предпринимательство, и разговоры про еще два-три года протекционизма после 25 лет фактической изоляции рынка — это либо невежество, либо лукавство:
«Надо понимать, что, вновь возводя эти барьеры и отходя от ранее провозглашенных принципов, мы одновременно даем очень плохой сигнал как внутреннему рынку, так и внешнему. Базируясь на новых сигналах распространяющегося нео-протекционизма, многие предприниматели начнут отвлекать свои средства на создание и развитие тех производств и отраслей, которые, возможно, никогда так и не станут конкурентоспособными и нашими сильным сторонами, отвлекая такие важные и дефицитные ресурсы, как финансы, квалифицированные кадры, энергию и, наконец, самое важное — время, — на вещи, от которых рано или поздно, скорее всего, придется отказаться и начинать спустя несколько лет опять всё сначала», — написал предприниматель.
Он подчеркнул, что делать это с каждым годом будет всё трудней: предприятия и отрасли, получившие защиту и опеку, разрастутся, обрастут кредитами, закупленными на них, к тому времени, вероятней всего, успевшими слегка устареть, комплектами оборудования.
«А что будет больнее всего и почти невозможно менять, так это то, что на этих бесперспективных с точки зрения наличия у нас конкурентных преимуществ предприятиях к тому времени будет занято десятки или сотни тысяч людей. Что тогда с ними станет? Кто сейчас думает о них? Кто просчитывает риски от такого искусственного насаживания и селективного подхода в промышленной политике?», — задался вопросом Хашимов.
Он напомнил о том, что либерализация внешней торговли и решение вступать в ВТО — решение руководства страны, а вовсе не прихоть каких-то отдельно взятых компаний.
Предприниматель напомнил еще и о том, что когда в начале года начали внедрять налоговую реформу, за удержание цен пришлось бороться исключительно с местными производствами и предприятиями:
«Не все, но многие слепо и оголтело пытались поднять цены на 20, а порой и на 30−35%, считая свою наценку с учетом 20% НДС + 12% налог на прибыль и так далее, при этом даже не понимая, как работают эти налоги», — написал Хашимов.
Основатель korzinka.uz сообщил, что лично проводил несколько семинаров для них, но многие, в том числе и некоторые молочные предприятия, решили взвалить всю тяжесть своих налогов на плечи потребителей.
Выяснилось, что некоторые предприятия даже не вели учет всей продукции, большей частью производя ее из неоприходованного сырья, так что к зачету принимать ничего не могли:
«Мы, требуя от них начать работать цивилизованно, перевели многих из них на общеустановленный порядок налогообложения. Они начали выстраивать правильный учет и строить нормальные бизнес-процессы. Это был бой, длившийся весь первый квартал. А знаете, почему они уступили и не стали взваливать всё через свои цены на плечи потребителей? Правильно! Они начали понимать, что если они не станут чуть гибче, то импортный товар, который, оплачивая традиционно НДС и все налоги, совсем не поднялся в цене, отвоевал бы у них долю рынка», — написал Хашимов.
Предприниматель также привел недавнюю дефляцию, резкое снижение челночного импорта и успешное выполнение прогнозных показателей поступлений по налогам в качестве примеров того, что либерализация внешней торговли начала приносить позитивные плоды:
«Пытаться задушить эти позитивные тенденции еще в самом начале пути — это самая большая ошибка, от которой мы должны себя удержать», — написал Хашимов.
Если говорить коротко, то задачи нашей экономики на этот момент заключаются в следующих трех направлениях, продолжил предприниматель. Это — рост ВВП, повышение производительности труда и поддержка потребления:
«Все эти задачи имеют много общего, и все они возможны лишь при наращивании конкуренции. Любые ограничения и барьеры действуют против решения этих задач. Тарифы сокращают размер экономического пирога, замедляя рост и ускоряя инфляцию. Это не слова „лоббиста“ и жадного капиталиста Зафара Хашимова, то, что протекционизм зло — это многократно доказанный абсолютный консенсус научной мысли в современной экономике. В мировой научной лексике протекционизм давно приобрел изначально негативную коннотацию. Это слово в экономике сродни ругательству», — написал Хашимов.
В завершение предприниматель сообщил, что согласен касательно необходимости помощи местным предпринимателям:
«Я согласен, что налоговую нагрузку нужно снижать. Считаю, что транспортные тарифы у нас заоблачные. Базовая инфраструктура — дороги, обеспечение электричеством, связью и интернетом, газом и так далее — надо улучшать. Одна из самых больных проблем — это всё еще высокая инфляция и, как следствие, высокие ставки по кредитам, высокие уровни коммерческих рисков, всё еще не снижающаяся бюрократия, не всегда уверенная работа законов», — написал Хашимов.
Он заметил, что импорт можно регулировать не тарифными методами, например, через немного более ускоренную девальвацию сума — это сделает отечественную продукцию более конкурентной не только на внутреннем рынке, но и на экспорт:
«На крайний случай, если государство хочет поддержать какие-то отрасли и предприятия, можно это сделать деньгами, через субсидии, а не через льготы и барьеры. По крайней мере, в последнем случае деньги просто перераспределяются, а не сжигаются, как в случае с льготами и тарифными барьерами», — подытожил основатель korzinka.uz.