Начальник управления методологии Государственного налогового комитета (ГНК) Азиз Хашимов рассказал газете Soliq-Plus о новшествах новой редакции налогового кодекса.

Основные отличия

Будет много нововведений. Начну с того, что предполагаются изменения перечня видов налогов. Например, отменяются единый земельный налог, фиксированный налог как для юридических, так и физических лиц. Единый социальный платеж будет заменен на единый социальный налог. Единый налоговый платеж — на налог с оборота, который наряду с налогообложением специальных экономических зон и соглашений о разделе продукции будет относиться к особым налоговым режимам.

Принципы налогообложения

Как и прежде, налогообложение будет основываться на принципах обязательности, справедливости, определенности, единства налоговой системы и гласности. При этом положения законодательства, не отвечающие этим принципам, в целях налогообложения не будут применяться.

Предполагается расширить принцип справедливости налогообложения, в соответствии с которым не должны устанавливаться дифференцированные ставки налогов, налоговые льготы или иные преимущества, в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или страны происхождения капитала.

В новой редакции закладывается очень важная норма, связанная с преобладанием экономического содержания над юридической формой.

Говоря проще, в целях налогообложения все сделки и другие экономические отношения, в которые вступают налогоплательщики, должны будут учитываться исходя из их действительного экономического содержания, независимо от способа их юридического оформления.

И если эти требования не будут выполняться, налоговым органам предоставляется право изменить юридическую квалификацию совершенной налогоплательщиком сделки, статуса налогоплательщика и характера его экономической деятельности.

Здесь же вводится новый термин «злоупотребление правом». Таким действием признаются операции или последовательность операций, совершаемых налогоплательщиком, преимущественной целью которых является получение выгоды в виде неуплаты или уменьшения суммы уплачиваемых им налогов.

Злоупотреблением правом также будут признаваться схемы по уменьшению сумм налогов, где такое уменьшение является прямой целью, а не второстепенной.

В случаях таких злоупотреблений налоговые органы вправе будут корректировать подлежащие к уплате суммы налогов.

Налоговые льготы

Предполагается, что налоговые льготы будут устанавливаться только Налоговым кодексом. Но по отдельным налогам они могут предоставляться решениями президента только в виде снижения установленной ставки, но не более чем на 50%, и сроком не больше, чем на три года.

Другие нововведения

Вводится понятие «учет в целях налогообложения» — это так называемый налоговый учет. Он заключается в ведении налогоплательщиком учетной документации в соответствии с требованиями кодекса, в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения, а также исчисления налогов и составления налоговой отчетности.

Закладывается совершенно иной смысл условий предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов.

Предполагается, что ими могут воспользоваться юридические или физические лица, финансовое положение которых не позволяет уплатить сумму налогов в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты ими этих сумм возникнет в течение срока, на который предоставляются отсрочка или рассрочка.

Новые правила предполагают, что отсрочка или рассрочка будут предоставляться органами государственной власти на местах по местным налогам и органами налоговой службы по общегосударственным налогам с начислением процентов, т. е. на платной основе.

При этом она может быть предоставлена налогоплательщику при наличии документально подтвержденного хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, оказанных услуг для государственных или нужд органов государственной власти на местах;
  • угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога;
  • имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • производство и (или) реализация товаров или услуг налогоплательщика носит сезонный характер.

Здесь предусматривается, что по первым двум пунктам проценты не начисляются. В остальных случаях начисление процентов производится в размере пени.

Срок возврата излишне уплаченных налогов

Если возврат налоговым органом налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, то на эти суммы налогоплательщику начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка.

Если же установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о его возврате с учетом процентов на излишне взысканную сумму.

Штрафы

В настоящее время применение и взыскание финансовых санкций сопряжено со сложным администрированием и затратами времени как налоговых органов, так и налогоплательщиков.

В новой редакции предлагается ввести норму, в соответствии с которой, при признании вины налогоплательщиком в выявленных налоговых правонарушениях и добровольной уплате сумм финансовых санкций в 10-дневный срок со дня получения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, размер штрафа подлежит уменьшению в два раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей кодекса.

Досудебное разбирательство при обжаловании решений налоговых органов

Проектом предусматривается, что в случае отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам проверки, взысканные суммы налогов и финансовых санкций по этому решению подлежат возврату с учетом процентов, начисленных, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на период взыскания этих сумм.

«Понятно, что новая редакция будет существенно отличаться от действующего в настоящее время документа. И это — результат продолжающейся кропотливой работы по разработке и изучению многочисленных предложений, поступающих от заинтересованных министерств и ведомств, других государственных органов и налогоплательщиков, которым предстоит работать по новым правилам. Надеемся, что с его введением начнется новый, более продуктивный этап развития экономики страны», — подытожил Азиз Хашимов.