Азиза Умарова об Uzbekistan Airways
8 июля исполнительный директор консалтингового бюро Smartgov Consulting и член партии УзЛиДеп Азиза Умарова опубликовала у себя в Facebook пост про деятельность национальной авиакомпании Uzbekistan Airways (она же «Узбекистон хаво йуллари», которую иногда сокращенно называют «УХЙ»).
В своем материале Умарова писала, что у обычных граждан Узбекистана нет возможности летать в отпуск в другие страны, потому что монополист-авиаперевозчик не пускает в страну конкуренцию:
«У нас нет чартерных рейсов, лоукостеров и нет альтернативных местных авиакомпаний (желающих много). Вместо этого каждый летний сезон наш ненаглядный ‘'Хаво йуллари'' называет словом ‘'чартер'' свой стандартный рейс до Антальи и продаёт на него билеты по цене обычного рейса в Стамбул, бронь всегда идёт через конкретную турфирму. Знакомо, да?», — написала Умарова.
Автор указала, что чартер от НАК — это откровенная подмена понятий, приведя в пример ситуацию в других странах. Также Умарова выразила сожаление, что из-за монополии на авиарынке вывезти детей на отдых в Турции для большинства населения остается несбыточной мечтой и 95% населения никогда не увидят моря.
«Просто потому, что кому-то так сложно перестать работать на карман и построить правильный рынок авиации со здоровой конкурентной средой. Запомните, госмонополия всегда уродлива, залезает в наш кошелек и делает нас беднее», — подытоживается в сообщении.
Пост набрал более 100 комментариев, им поделились более 130 раз. Помимо этого, текст перепечатали у себя несколько местных новостных сайтов.
Ответ Uzbekistan Airways и первые обвинения
9 июля Умарова сообщила у себя на странице, что «внезапно активизировались некие тролли». Они, по ее словам, стараются доказать что это не монополия плохая, а людям просто нечего есть, убеждая не обсуждать авиакомпанию.
10 июля Азиза Умарова сообщила о новых случаях манипуляции со стороны «троллей» и привела в пример несколько пользователей Facebook. Она также обратила внимание, что основная их цель — всеми силами увести разговор от обсуждения Uzbekistan Airways, в том числе, в сторону низких зарплат и других тем.
12 июля Uzbekistan Airways опубликовала развернутый ответ. В нем компания тезисно отвечала на заявления и сообщила, что за последние годы увеличилось как количество компаний, летающих в Узбекистан, так и количество выполняемых ими рейсов; что она ведет конкуренцию с иностранными компаниями, в частности, на маршруте в Турцию с Turkish Airlines; что билеты на внутренних рейсах, на самом деле, стоят дешевле, чем это указано в постах и материалах; что она не препятствует конкуренции, и так далее.
Материал собрал около 400 комментариев, им поделились более 50 раз, его опубликовали несколько местных СМИ и новостных сайтов.
На этом все могло бы и закончиться, но вечером того же дня на Telegram-канале «Эхо Узбекистана» (более 30 тыс. подписчиков — прим. Spot) вышел пост, в котором поднимался вопрос о мотивах Азизы Умаровой:
«Мы живем в таком мире, где все упирается в интересы. И даже критика Азизы Умаровой в сторону Uzbekistan Airways тоже. После назначения ее мужа (Хикмат Абдурахманов — прим. Spot) председателем общественного совета при столичном хокимияте число буккафе (возможно, имеется ввиду коворкинг-центры GroundZero с KitobOlami- прим. Spot), принадлежащих их семье, выросло в разы. Может, у Умаровой есть планы помасштабнее таких проектов, например, руководящая должность в национальном авиаперевозчике?», — задавался вопросом автор.
Еще через несколько часов на канале «Қўшни маҳалла» (около 10 тыс. подписчиков — прим. Spot) вышел пост, в котором высказывалось предположение, что Азиза Умарова предложила свои услуги авиакомпании, а та, возможно, от них отказалась. Дескать, это и было мотивом.
Автор обращает внимание, что бизнес авиаперевозок это та сфера, где крутятся большие деньги, и достаточно личностей, которые смотрят в эту сторону на фоне нынешних процессов приватизации:
«Понимает ли Азиза Умарова, что объявленная ею кампания против авиакомпании „льет воду на мельницу“ этих „предприимчивых“ людей?», — задается вопросом автор и отмечает, что в сфере действительно немало проблем, но нельзя искать их решение в таком упрощенном порядке.
Этот текст в тот же день перепостил Telegram-канал Kanallani Dodasi (более 800 тыс. подписчиков — прим. Spot). Так как это один из крупнейших в стране каналов, то пост очень быстро разошелся по сети. Это обеспечило тексту более 130 тыс. охвата.
В ответ на это Азиза Умарова объявила, что против нее развёрнута очерняющая кампания со стороны некоей заинтересованной стороны.
«Силами ботов распространяют лживую информацию обо мне и моей семье. В частности, проплачены несколько телеграмм каналов, которые рассылают клеветнические материалы — „Эхо Узбекистана“, „Каналлар додаси“ и „Кушни махалла“. Запомните их названия и никогда им не верьте», — написала Умарова.
Она также сообщила, что кто-то выходит на некоторых блогеров с предложением за деньги разместить негативную информацию о ней, но люди отказываются, понимая репутационные риски от такой «заказухи».
"Эта очерняющая кампания — откровенная провокация, циничная ложь и самое плохое, это целенаправленная дискредитация моей личности. Что указывает на прямую попытку заставить молчать", — написала Умарова.
Ответ Telegram-каналов
Spot пообщался с представителями тех трех Telegram-каналов, которых обвинили в очерняющей кампании. В «Эхо Узбекистана» сообщили, что пост про НАК не был проплачен:
«Я высказал мнение, изучив её нападки и ответ НАК в её сторону, соответственно. Так сказать, подошёл к вопросу с другой стороны. В своем ответе НАК грамотно разгромили в пух и прах её обвинения. И это натолкнуло на мысль, что возможно она просто хайпит себя перед выборами, поднимая „якобы больную“ тему для народа. Ведь как известно, в период предвыборной кампании все средства хороши», — сказал представитель канала «Эхо Узбекистана».
Он также отметил, что монополисты в стране существуют и это явление не совсем хорошее (в качестве примера он привел Uztelecom, GM, Akfa), но Uzbekistan Airways никак не могут быть монополистами в международных авиаперевозках:
«Как объективный блогер я встал на защиту Хавошки и обратил внимание публики „на другую сторону монеты“, и всё», — сказал представитель «Эхо Узбекистана».
Представитель «Қўшни маҳалла» также опроверг свое участие в оплаченной кампании, отметив, что, к сожалению, в Узбекистане, если кто-то напишет критику, то ее сразу назовут «заказной»:
"У меня нет никаких личных претензий к Умаровой, я просто выразил свои мысли и написал, что думаю. Блогеры, которые сейчас встали на сторону Умаровой, просто с ней хорошо знакомы и не могут писать о ней критически потому что «еган огиз уялади». Наши журналисты и блогеры разделены на группировки, нет единства", — сообщил представитель канала.
Он также призвал Азизу Умарову не так серьезно и близко воспринимать всё к сердцу, и не видеть во всем вселенский заговор, быть проще:
«Наш мир двухполюсный, на любой аргумент найдётся контраргумент, сколько людей столько и мнений. Напоследок, если нас кто-то заказал против Умаровой, то из ее логики, получается, ей тоже был заказ против НАК? :)», — задался вопросом представитель «Қўшни маҳалла».
В Kanallani Dodasi, которые не были авторами поста про Умарову, но чей репост обеспечил публикации большой охват, ответили, что обвинения очень смешны, а сам репост не был никем оплачен:
«Я разместил пост, потому что лично мне он показался интересным. А другие каналы уже потом перепостили его к себе», — сказал представитель Kanallani Dodasi.
Рынок «заказных постов» существует. Как минимум, есть спрос
Так как уже не первый раз в Узбекистане возникают ситуации, когда одна из сторон (а может и сразу обе) обвиняет другую в «проплаченности», публикации «заказных статей» и прочего, то редакция решила выяснить, действительно и в Узбекистане можно купить в Telegram не только рекламный, но и, к примеру, дискредитирующий пост.
Тем более, что во время беседы представитель «Эхо Узбекистана» сообщил, что хоть и пост про НАК был его личной инициативой, к ним действительно поступали предложения о «заказах» на различные темы.
Spot пообщался с представителями 12 крупных каналов разных тематик (юмор, лайфстайл, новости, экономика, персонифицированные каналы и так далее), чья суммарная аудитория превышает 3 млн подписчиков. Шестеро из них сообщили, что получали предложение о размещении адверториала, хотя это и случается очень редко.
Не путать адверториал («заказные» статьи) с платным троллингом («фабрики троллей»). И то, и другое преследует одну и ту же цель, но используются разные инструменты — в первом случае тексты, во втором — комментарии.
Чаще всего «заказные» статьи нацелены на конкурирующие компании — заказчики, как правило, предлагают опубликовать готовый текст, в котором не совсем объективно сравниваются услуги от разных компаний в одной нише, с конечным выводом в пользу одного.
Реже предлагают очернить конкурента или его владельца, уличить в недобросовестной работе, опубликовать негативный материал от имени якобы бывшего сотрудника и так далее.
Если говорить о расценках, то в одном из каналов сообщили, что получали предложение на серию очерняющих публикаций по $2000 каждая. В другом рассказали о предложении «обелить» некую компанию за $800, в третьем — «очернить» конкурента за $150 и так далее.
В среднем, расценки на «заказные» посты в Telegram-каналах Узбекистана начинаются от $100 — но это не значит, что каналы соглашаются на такие суммы.
Более того — все собеседники Spot сообщили, что если и размещали платные посты, то это была добросовестная реклама, вроде предложения посетить магазин или сайт, подписаться на другой канал, но «заказных» статьей не было. Аргументировали это риском. Если же публиковалось что-то критическое, так это была их личная позиция, сообщили они. Проверить эту информацию не удалось.
«Трудно судить, в самом ли деле против Азизы Умаровой развернули оплаченную кампанию. Но мы действительно сейчас можем наблюдать случаи, когда организовывают информационные кампании с целью обеления или очернения, манипуляции и дискредитации за счет заказных материалов», — поделился мнением представитель Telegram-канала davletov.uz (более 30 тыс. подписчиков — прим. Spot).
Он предположил, что это, наверное, побочный эффект внезапно появившейся в информационном поле свободы слова.
«Не все блогеры стараются ради репутации, поэтому они вполне могут и готовить, и выпускать заказные материалы. Насколько это качественно делается — другой вопрос. Ясно то, что сегодня в информационном поле есть как заказчики с запросами, так и блогеры, готовые их удовлетворить. Мне кажется, что отныне потребность в качественных медиаресурсах постепенно будет расти все больше и больше», — отметили в davletov.uz.
С ним солидарна автор Telegram-канала Insider.uz (около 5 тыс. подписчиков — прим. Spot), которая отметила, что у черной риторики в Узбекистане есть потенциал, так как информационные войны неизбежны.
«Потенциал заключается в том чтобы купить блогера которому доверяют. Который обладает авторитетом. Который целенаправленно будет бить в одну точку за какую-то тему. Тут потенциал», — сказали в Insider.uz.