Ранее Spot публиковал статью финансового аналитика Азиза Алимова о том, как налог на прибыль способен максимально нивелировать теневой бизнес в стране.

Теперь эксперт объясняет, что главное в предлагаемом решении — снизить ставку НДС до 12%. В этом случае, считает он, бизнес не ощутит увеличения налога на прибыль, и налоговое бремя уменьшится. Свою точку зрения Азиз Алимов иллюстрирует примерами и расчетами.

Азиз Алимов

Директор Alpha Finance Business Consulting, финансовый аналитик

Моя статья «Как увеличение налога на прибыль поможет вывести бизнес Узбекистана из тени» вызвала бурную дискуссию в социальных сетях, в том числе несколько негативные комментарии. Возможно, это было связано с заголовком статьи, а также с тем, что в начале текста говорилось об увеличении налога на прибыль.

Однако хотелось бы отметить, что основной мыслью статьи было уменьшение ставки налога на добавленную стоимость, которая несет большую налоговую нагрузку для бизнеса. Если не уменьшить ставку, в будущем она может сыграть катастрофическую роль, учитывая то, что льготы по НДС отменяются. И надо приложить максимум усилий, что избежать этой катастрофы, даже путем увеличения других видов налогов.

Почему ставку НДС нужно снижать

В странах ближнего зарубежья, таких как Россия или Казахстан, ситуация более благоприятная. В России, хоть ставка с 2019 года и выросла до 20%, существует так называемая ставка НДС на значимые товары, в особенности продовольственные, которая составляет 10%. В Казахстане ставка НДС — 12%.

Ставка налога на прибыль у обоих стран 20%, и это при том, что рыночная экономика фактически у них существует десятилетиями со времен обретения независимости. В нашей же стране полные рыночные механизмы начали формироваться только недавно — два года назад. Малый и средний бизнес такой нагрузки НДС может не выдержать.

После недавнего собрания представителей ГНК и Минфина с субъектами бизнеса было решено отменить все льготы по НДС. Однако ставку налога, к сожалению, решили не снижать. Меня удивила эта позиция ГНК и Минфина, и внятного объяснения так и не прозвучало.

Конечно же, ставка не зависит от возврата и зачета по НДС. При существовании льгот эти возврат и зачет невозможно было осуществить. Однако хотелось бы сказать, что добавленная стоимость — это, как правило, заработная плата и прибыль, по которым зачета не может быть. А это фактически дополнительная нагрузка на ФОТ, с учетом НДФЛ и ЕСП. То есть фактически нагрузка будет составлять 12% + 12% + 20% = 44%.

А так как налогооблагаемая база по НДС — оборот по реализации, сокрытие доходов будет происходить в массовом порядке, и в этом случае о легализации бизнеса можно будет забыть раз и навсегда.

В результате налоговые органы будут вынуждены тратить много времени на контроль и проверки, чтобы восполнить недопоступления в бюджет административными мерами, и это в конечном итоге полностью разорвет диалог между ними и бизнесом, усилит негативные последствия и увеличит коррупционную составляющую и в еще в большей степени отразится на без того хрупкой экономике нашей страны.

Поэтому я и предложил компромиссный вариант с увеличением ставки налога на прибыль до 22%. В случае снижения ставки НДС до 12% негативный эффект от увеличения ставки налога на прибыль не будет существенным.

Примеры и расчеты

Давайте разберем ситуацию на примере из предыдущей публикации.

Если наш доход (оборот) равен 10 000 000 сумов, то исходящий НДС при ставке 20% будет равен 10 000 000×20 / 120 = 1 666 667 сумов

Расходы по хозяйственной деятельности (2 000 000 сумов) будут формировать входящий НДС поставщика, равный 2 000 000×20 / 120 = 333 333 сумов, который можно будет взять в зачет. Таким образом:

Чистый доход = 10 000 000 − 1 666 667 = 8 333 333 сумов

Чистые расходы по хозяйственной деятельности = 2 000 000 − 333 333 = 1 666 667 сумов

Остальная затратная часть будет оставаться прежней.

Теперь давайте взглянем на расчет при ставке НДС 20% и существующем налоге на прибыль в 12%:

Чистые доходы от продажи

8 333 333

Заработная плата

5 000 000

Чистые расходы по хозяйственной деятельности

1 666 667

НДФЛ

681 818

ЕСП

681 818

Налог на прибыль (12%)

36 364

Чистая прибыль

266 667

Итого налогов

2 733 333


А теперь давайте взглянем расчет при ставке НДС 12% и увеличенной ставке налога на прибыль 22%:

Чистые доходы от продажи

8 928 571

Заработная плата

5 000 000

Чистые расходы по хозяйственной деятельности

1 785 714

НДФЛ

681 818

ЕСП

681 818

Налог на прибыль (22%)

171 428

Чистая прибыль

607 792

Итого налогов

2 392 207


НДС исходящий = 10 000 000×12 / 112 = 1 071 429 сумов

Чистые доходы от продажи = 10 000 000 − 1 071 429 = 8 928 571 сум

НДС входящий = 2 000 000×12 / 112 = 214 286 сумов

Чистые расходы по хозяйственной деятельности = 2 000 000 − 214 286 = 1 785 714 сумов

Если мы посмотрим на оба расчета, то выгода в более чем два раза. Увеличение ставки налога на прибыль до 22% не существенна по сравнению со снижением НДС до 12%.

Конечно, чисто теоретически бюджет недополучит 2 733 333 − 2 392 207 = 341 126 сумов. Однако не факт, что при теневом характере бизнес в полной мере будет указывать в отчете налогооблагаемую базу по НДФЛ, ЕСП и НДС.

Соответственно, произойдет недобор этих налогов. В результате налоговым органам придется применять административные меры по сбору этих налогов, тратя время и средства налогоплательщиков. А это фактически уничтожит конструктивный диалог между налоговыми органами и бизнесом и может привести к еще более негативным последствиям, в особенности к коррупционной составляющей.

Ведь именно конструктивный диалог между налоговыми органами и бизнесом является основой эффективно функционирующей экономики любой страны. Конечно, если после всех вышеуказанных благоприятных мер бизнес продолжит злоупотреблять, административные меры буду оправданы.

Что еще нужно изменить в Налоговом кодексе

В нынешнем Налоговом кодексе есть некоторые составляющие, которые также желательно необходимо реформировать. Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Отмена так называемого упрощенного НДС. Этот вид НДС не сыграл никакой положительной роли ни для бизнеса, ни для государства. С отменой льгот по НДС необходимость в данном виде НДС, я думаю, отпала само собой.

2. Отмена невычитаемых расходов по расчету налога на прибыль, касательно ст 177 НК РУз «Доходы в виде материальной выгоды». Эти расходы необходимо исключить из состава невычитаемых. В составе невычитаемых расходов не должно быть любых расходов, связанных с выплатами персоналу. Как правило, чтобы избежать налоговых последствий, многие организации осуществляют эти выплаты, как говорится, «мимо кассы». В результате бюджет недополучает НДФЛ и ЕСП, помимо части налога на прибыль.

3. Введение необлагаемого минимума по НДФЛ. Так как прожиточный минимум в нашей стране на одного человека в среднем составляет около 1 500 000 сумов в месяц, то оптимальным необлагаемым минимумом является оклад в районе 2,5 МРОТ. В этой связи также необходимо исключить множество льгот по НДФЛ, чтобы наемный труд был в равных условиях.

4. Введение единой классификации рыночных окладов труда вместо единой тарифной системы. Самое понятие единая тарифная система — неоднозначное, непонятное и несет много подводных камней. С минимальным коэффициентом и МРОТ понятно, однако остальные разряды крайне противоречивые. Непонятно, на каком основании устанавливается самый высокий коэффициент.

Как правило, такая система действует в основном в бюджетных организациях. Тем более многие организации во избежание уплаты НДФЛ и ЕСП устанавливают МРОТ для своих сотрудников, а остальную часть уплачивают в конвертах.

Во избежание всего вышесказанного Министерству труда необходимо ввести единую классификацию рыночных окладов труда в зависимости от профессии, должности, опыта работы и т. д. Задача, конечно, сложная, но необходимая. На основании этой классификации разница между рыночным окладом сотрудника и фактическим его окладом будет облагаться дополнительным НДФЛ и ЕСП. Это также позволит организациям перестать спекулировать на окладах.

5. Отмена всех авансовых платежей по налогам. Изначально эта мера вызвала у меня большое удивление. Она не выдерживает никакой критики. Налогоплательщик должен платить налог по факту, когда налогооблагаемая база уже подсчитана и определена, а не по каким-то там предполагаемым результатам — это закон финансов. Такие меры фактически отвлекают бухгалтеров от их прямых обязанностей. Возникает множество ошибок. И еще существуют какие-то санкции в случае отклонения. Здесь позиция очевидная — эти непонятные вещи надо убирать.

6. Обязательное введение для всех субъектов бизнеса автоматизированной онлайн-бухгалтерии. В соответствии с ней налоговые органы будут контролировать бухгалтерский учет налогоплательщика, определять налогооблагаемую базу, рассчитывать налог и выставлять его к уплате. Пора уже освободить бухгалтеров от этой работы. Налогоплательщик должен будет исключительно проверять расчет налога и уплачивать его. Это также сведет на нет все «негативные взаимоотношения» (уведомления, проверки, письма) налоговых органов с бизнесом. Как я слышал, работа в этом направлении уже ведется.