Как Spot писал ранее, в Узбекистане отменили обязательное требование электронной цифровой подписи (ЭЦП) при получении госуслуг. Решение объяснили тем, что граждане часто теряли ЭЦП и необходимость получать ее заново вызывала недовольство.
Теперь при обращении за услугой подписи могут быть заверены при помощи других средств идентификации (дактилоскопия, электронная подпись и другое).
Основатель Vades Group Игорь Ли, считает, что более простой и удобный путь — внедрить решение ЭЦП, доступное для мобильных телефонов.
Игорь Ли
Основатель и генеральный директор Vades Group
В Узбекистане выдано около 2 млн ЭЦП, и основная масса пользователей — юридические лица.
В основном компании используют ЭЦП для сдачи отчетов в налоговую, органы статистики и так далее. Для физических лиц ЭЦП тоже доступна, но пользоваться ею весьма неудобно.
Почему физические лица не хотят использовать ЭЦП?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, что такое ЭЦП. Электронная цифровая подпись в нашем государстве представляет собой файл на флешке. По факту, это сертификат и закрытый ключ шифрования.
Сертификат придает идентификацию человеку, а закрытый ключ позволяет подписывать любые документы. Основной сертифицированный центр регистрации ключей — Научно-информационный центр новых технологий при Государственном налоговом комитете. Чтобы получить ЭЦП, человек должен обратиться в Агентство государственных услуг с паспортом, оплатить пошлину и после регистрации на флешку запишут нужные файлы, а пароль для использования ЭЦП придет по SMS на номер телефона, указанный при регистрации.
Далее нужен будет компьютер, чтобы скопировать туда файлы и установить сертификат. Только после этого возможно использовать ЭЦП. Вот и выходит, что обязательно нужно ехать домой или на работу каждый раз, когда тебе нужны государственные услуги.
ЭЦП представлена в виде файла, который легко потерять или забыть, где он находится. Ряд подобных проблем приводит к тому, что пользователям приходиться снова ехать в Агентство государственных услуг, заново получать ЭЦП и проходить все процедуры.
Когда ты приезжаешь получать ЭЦП во второй раз, оказывается, что на твоем номере телефона уже числится один ключ ЭЦП, и тебя просят указать второй номер, куда должно прийти SMS с кодом. В лучшем случае у тебя есть второй номер — если нет, приходится давать номер другого человека. В данном случае важно понимать, что уже не ты один знаешь пароль.
Вторая причина отказа физических лиц от использования текущей версии ЭЦП — сложность установки на персональный компьютер. Посмотрите инструкцию с my.gov.uz:
Процедура установки модуля ЭЦП
Для использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) на Едином портале интерактивных государственных услуг следует установить на своем персональном (домашнем или рабочем) компьютере специализированный модуль E-IMZO. С инструкцией по установке E-IMZO можно ознакомиться здесь.
Также пользователю необходимо убедиться, что на его персональном компьютере установлен JRE не ниже 1.7 версии. В случае, если на вашем компьютере отсутствует приложение JRE, его можно бесплатно скачать по ссылке https://java.com/ru/download/.
Напоминание!!! При подписании электронных обращений выданная ГНК РУз электронная цифровая подпись должна находиться в папке под названием «DSKEYS» на диске C или D, либо на flash-диске.
То есть пользователь должен скачать E-IMZO и установить компоненты Oracle JRE, в то время как многим пользователям сложно переустановить Word, не говоря уже о компонентах Oracle.
Третья причина отказа использования ЭЦП физическими лицами — отсутствие полноценного перечня государственных услуг. По сравнению с соседними Казахстаном и Россией у нас удаленная работа с государственными услугами практически отсутствует. То есть для получения госуслуг мне потребуется как минимум посетить народную приемную, и хотя там всё по принципу единого окна, как показывает практика, теперь весь народ, который раньше был распределен по разным инстанциям, находится в одном месте, что приводит к немаленьким очередям.
Почему нет альтернативного решения?
На самом деле это не так! В феврале 2018 года президент утвердил дорожную карту по кардинальному совершенствованию ИКТ на 2018−2019 годы. Одним из пунктов программы было указано «дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере электронной цифровой подписи».
В частности, планировалось внедрить службу доверенной третьей стороны и создать подчиненные центры регистрации ключей ЭЦП. Помимо этого, сообщалось, что получать ключи ЭЦП смогут не только физические, но и юридические лица, и подписью можно будет пользоваться на мобильных устройствах.
И действительно, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций в то время реально проработало данные моменты дорожной карты. Была собрана рабочая группа с представителями Мининфокома, Государственного налогового комитета, мобильных операторов и частных компаний — IT-разработчиков и производителей сим-карт.
Было много общих собраний и в итоге был создан и протестирован пилотный проект Mobile ID (ЭЦП на мобильном телефоне). Но пока его рассматривали по бюджетированию, в Мининфокоме начались смены министров и в конечном итоге проект отложили.
В конце прошлого года Национальное агентство проектного управления (НАПУ) стало уполномоченным органом в области электронного правительства, а также внедрения информационных систем в госуправление, ответственным за разработку и реализацию единой государственной политики и координацию госорганов и организаций в данной области.
Таким образом, дорожная карта перешла в ответственность НАПУ, куда и был направлен проект Mobile ID на рассмотрение. НАПУ в начале этого года рассмотрели два предложения по приобретению данного проекта и дальнейшему продвижению своими силами, а также был рассмотрены предложения по внедрению данного проекта за счет инвестора с возможным возвратом инвестиций за счет конечного потребителя.
Но в итоге проект снова попал на дальнюю полку и в результате общество осталось без альтернативного решения по ЭЦП. В конце концов наша республика выбирает не путь развития ЭЦП, а отказ от нее.
Немного о проекте Mobile ID
Суть проекта заключалась в том, чтобы реализовать ЭЦП на национальном алгоритме шифрования в специальной сим-карте.
Чтобы использовать ЭЦП, пользователю пришлось бы посетить один раз Агентство государственных услуг для замены сим-карты и подключения к ней ЭЦП. Процедура бы занимала не больше времени, чем текущий процесс получения ЭЦП.
После замены сим-карты и активации ЭЦП пользователи смогут подписывать документы и иметь доступ к государственным и коммерческим услугам с мобильного телефона.
В данном случае пользователь получает ряд преимуществ:
- телефон всегда с тобой, а значит, ЭЦП всегда при себе;
- номер телефона остается прежним;
- вашу ЭЦП никто не сможет скопировать и за вас подписать документы;
- повышенная безопасность дает возможность подключения, к примеру, банковских услуг, нотариальных услуг, работа с МВД и так далее;
- не требуется установки драйверов или прочих программ;
- достаточно самого простого телефона, работающего с сотовой связью;
- пин-код для подписания вы формируете сами при регистрации;
- работает везде, где работает сотовая связь;
- не надо стоять в очередях за услугами.
Наш президент выбрал политику открытости правительства и вовлеченности населения в развитие. Для этого открываются СМИ, порталы министерств и комитетов стали давать больше информации о своей работе и так далее. Но очень важно еще и принимать к исполнению заявления от граждан. Очень важно развивать цифровую экономику, а у нас физические лица до сих пор не имеют прямого удаленного доступа к управлению банковскими счетами.
Мобильная ЭЦП — это оперативный доступ к услугам без очереди и без коррупции.
Альтернативные решения есть, просто они не были доведены до финальной стадии. Наша компания продемонстрировала Mobile ID еще 2017 году и до сих пор предлагает ввести альтернативное решение для удобства населения. Но правительство всё еще игнорирует предложения. Нельзя останавливать технологическое развитие и пора уже начать создавать комфортные условия для граждан и отходить от очередей.
Надеюсь, власти после этой статьи уделят больше внимания данной проблеме.
Ранее Spot публиковал мнение эксперта о том, почему Узбекистану нужна не ЭЦП, а единая система идентификации.