На сайте Госкомтуризма завершилось онлайн-голосование на логотипы регионов Узбекистана, которое длилось 10 дней.
По пяти регионам не удалось определить победителя, потому что больше всего набрал вариант «Против всех». Теперь их ждет повторный конкурс. Что касается тех регионов, где голосование выявило победителей, то по ним есть вопросы, как и по голосованию в целом.
О том, почему массовое голосование не очень хорошая идея, ранее подробно объяснял дизайнер Азамат Шамузаффаров, который обращал внимание, что народный конкурс можно проводить только ради ажиотажа, но крайне маловероятно, что так можно получить профессиональный результат.
По этой же причине не будем останавливаться на качестве работ, но обратимся к другим особенностям голосования.
Во-первых, непонятно, почему на сайте отсутствовала капча (CAPTCHA, Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart — полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различения компьютеров и людей).
В интернете есть несколько видео, где роботы обходят капчу, но она все равно остается одним из лучших способов защиты. Написать пару строчек кода и запустить бота на сайт, чтобы он проголосовал за нужный вариант нужное количество раз — задача, которую нельзя назвать невозможной.
Что порадовало, так это защита по IP, чтобы один человек мог проголосовать только один раз, но и это ограничение можно обойти. Не факт, что в голосовании принимали участие боты, но наличие капчи позволило бы повысить защиту.
Во-вторых, вызывает вопросы резкий рост количества голосов. Spot уже писал ранее об этом, когда в голосовании на логотип Ташкента одна работа за первые четыре дня набрала 800 голосов, а за следующие четыре дня — уже почти 8000. За оставшиеся два дня она умудрилась набрать еще около 18 000 голосов. То же самое произошло и с несколькими другими логотипами.
Хорошо было бы увидеть разбивку голосов и источники посетителей по таким дням — вполне возможно, что не только Артемий Лебедев призывал свою аудиторию принять участие в голосовании. Если эти всплески объясняются агитацией, то вопрос отпадает, так как никто ее не запрещал и это вполне нормально в таких случаях.
В-третьих, непонятно, почему голоса так резко росли по ночам. Редакция Spot фиксировала каждый всплеск и он всегда приходился на ночь. Возможно, это связано с тем, что алгоритм вел подсчет голосов не в режиме реального времени, а, допустим, в 24:00 суммировал все, что набралось за день.
Хорошо было бы внести ясность в этот вопрос и рассказать, действительно ли алгоритм работает именно так, или же показать статистику посещений с разбивкой по часам — вполне может быть, что в голосовании принимали участие реальные люди, жители других стран, которые и обеспечили резкие взлеты по ночам.
В-четвертых, итоговые цифры впечатляют — за те или иные работы отдали по 20 000 — 25 000 голосов. На сайте Госкомтуризма установлены счетчики посетителей как от Google Analytics, так и от «Яндекс.Метрики», но они не отображаются (есть счетчик, но это не официальный виджет). Сайт зарегистрирован в www.uz, но и там счетчик выключен.
К тому же, Similarweb, один из самых популярных сервисов для определения посещаемости сайта, не выдает никаких цифр (кроме того, что сайт занимает 1185 место в Узбекистане). Такое бывает, когда посещаемость слишком маленькая для того, чтобы ее анализировать (не более 1000 человек в день).
Хорошо было бы увидеть эту статистику, потому что если цифры реальные, то это говорит о том, что голосование оказалось невероятно популярным и массовым, а сайт Госкомтуризма чуть ли не самый посещаемый среди всех госсайтов — такое вполне возможно. Если же посещений меньше, чем голосов — то стоит задуматься.
В итоге, голосование постаралось быть прозрачным, что большая редкость в Узбекистане (Центральный банк, к примеру, выбирая название для новой платежной системы, лишь сообщал, что победил вариант Humo, который набрал 45,3% — никаких графиков не показали, хотя они были, потому что голосование проходило в Google Docs), но несколько вопросов, на которые вполне могут быть даны простые и логичные ответы, немного смазывают общую позитивную картину.