В конце июля случилось событие, которое можно назвать историческим в бизнес-среде Узбекистана — в правовом поле страны появился документ, который регламентирует работу предприятий общественного питания и развлекательных объектов, действующих в ночное время.
До этого была непростая ситуация — в Узбекистане не было документа, который бы запрещал работать круглосуточно или в ночное время предприятиям общественного питания, но это не мешало местным властям устраивать ночные рейды и заставлять предпринимателей закрываться после 23:00.
Делалось это на основании устных поручений разных лиц. Ни к чему хорошему такие рейды не приводили, так как выяснилось, что от них проигрывали все — туристы выражали разочарование, бизнес терпел убытки. Так как не было ни разрешения, ни запрета, то возникали и случаи коррупции.
Теперь же любой ресторан, ночной клуб или другой развлекательный объект, который соблюдает необходимые требования, может работать круглые сутки.
В начале прошлого года Spot опрашивал руководителей ташкентских ресторанов, что они думают о потенциальной возможности работать круглосуточно. Теперь же пришло время узнать, что они думают о решении ситуации и поставленных условиях.
Тимур Насыров
Основатель CMI afterparty bar
Безусловно, новости отличные для индустрии. Наконец-то вывели всё это в правовое поле. Самое время для появления хороших ночных клубов.
На мой взгляд, требования даже слишком мягкие. Например, можно было добавить пункт об обязательной профессиональной охране.
У нас все эти требования, отмеченные в постановлении, уже не менее последних пять лет соблюдены. Но теперь появилась уверенность в завтрашнем дне. Можно развиваться и не думать, что могут «попросить» закрыться пораньше.
Али Бабаев
Арт-директор бара Fifty, диджей (известен как DJ Petishka)
На самом деле уважающие себя места и так имеют всё, что требуется по новому постановлению, ну, а другие пусть выполняют требования или закрываются.
Лично мое мнение: нужно отвести для баров и клубов отдельную территорию и там уже открывать их, это практикуют многие страны. В городе оставить рестораны, семейные кафе, точки быстрого питания и кофейни, а все, скажем так, злачные места отделить от жилых домов, школ, институтов и других общественных мест. Такие территории, где будут сосредоточены бары и клубы, легче контролировать, и они не будут мешать остальным. И уже на этой территории можно разрешить рекламу табачной продукции и алкоголя — это приведет к рекламным деньгам от спонсоров, что позволит заведениям приглашать артистов и делать крутые вечеринки.
Управляющий партнер группы компаний Smart Group (рестораны «Винарыба», «Манас», Steam bar и другие)
Я рад, что такое наконец случилось. Ограничение проверок, уход от «грузилова», теперь вот разрешение работать 24 часа — всё это навевает позитивные мысли. На днях я общался с человеком, активно способствовавшим принятию этого закона. Большое ему человеческое спасибо!
Условия считаю вполне адекватными. Камеры у нас и так стоят, технику пожарной безопасности никто не отменял. Так что скоро официально продлим время работы парочки наших заведений.
Открывать круглосуточные заведения я буду. Сейчас намечается один большой ресторанный проект, где на одной территории будет много разных концепций. Вот там будут и круглосуточные рестораны.
Учредитель и руководитель кофейни Room 5
Мы, как и многие другие предприниматели, очень ждали такого закона, потому что не было возможности официально получить разрешение на работу в ночное время.
Хотя, если в заведении есть алкогольная продукция, то можно было получить разрешение на работу после 23:00, но мы как кофейня не могли получить ни от какой службы такую бумажку. Обращались и в хокимият, и в РУВД. Запретить нам не могли, но и дать официальное разрешение — тоже.
Прочитав о необходимых условиях, я как директор понимаю, что мы по всем ним подходим. Теперь жду даты вступления закона в силу, чтобы на законных основаниях работать круглосуточно.
Тимур Мусин
Председатель ассоциации рестораторов и отельеров Узбекистана, CEO сети ресторанов Caravan Group
В сети ресторанов Caravan Group три заведения уже более 12 лет работают до утра. Это ресторан «Сато», бар «Сила» в ресторане Affresco и паб Ye Olde Chelsea Arms.
В соответствии с новым постановлением, предприятия общественного питания и развлекательные объекты могут работать круглосуточно при соблюдении определенных требований.
Совершенен ли этот документ? Уже то, что он появился, — само по себе огромный прорыв. К моему глубокому сожалению, в прошлые годы мы достаточно часто сталкивались с определенными трудностями при работе в ночное время, хотя в постановлении президента 2005 года ясно написано, что режим работы устанавливается на основании внутреннего приказа директора предприятия и согласуется с регламентом устава предприятия.
В законодательстве не было ни одного правового документа, который бы ограничивал нас в работе до утра, разумеется, при соблюдении всех требований общественности. Те запреты, с которыми мы сталкивались, были даны лишь в устной форме, и я бы назвал их полной самодеятельностью со стороны.
Новое постановление подкрепляет нашу уверенность в праве работать в ночное время. Единственное, что меня несколько смутило, — это формулировка: «…право действовать в ночное время может быть отменено соответствующими хокимиятами, если эти объекты нарушают требования постановления или поступают регулярные жалобы со стороны общественности». Не означает ли это, что анонимных сообщений может быть достаточно, чтобы лишить заведение этой лицензии?
Безусловно, заведения обязаны отвечать определенным стандартам, их работа не должна мешать жителям (в постановлении есть достаточно хороший момент о патрулировании). Но это вовсе не означает, что какие-то анонимные заявления должны быть основанием, чтобы лишить заведение лицензии.
Здесь очень важно всё правильно сбалансировать. Этот новый документ — лишь первая ласточка. Нам всем необходимо совместно с Госкомтуризма, МВД и другими заинтересованными ведомствами создать стандарты, которым должны отвечать подобные развлекательные заведения.
И, самое главное, на мой взгляд: нам уже необходимо прийти к тому, что хокимият не должен быть последней инстанцией, которая самолично решает, у кого что забрать, а кому что дать. Последняя инстанция в любом случае — это суд. Хокимият вообще не должен вмешиваться в деятельность предприятий. Необходим закон, который позволит понятно и четко определить, что возможно и что невозможно.
В остальном документ своевременный и очень нужный. Он был необходим Узбекистану для развития туризма как воздух, и прекрасно, что правительство страны пошло нам навстречу.
Постановление это действительно важное, особенно учитывая, что сегмент ночных заведений в Узбекистане до сих пор активно не развивался, а последние по-настоящему крупные клубы, такие как Dutch Club, John-клуб, Los amigos, существовали в конце 1990-х годов.
Родоначальники клубного движения у нас — точно не узбекистанцы, это были иностранцы. К сожалению, в последние 20 лет на рынке гостеприимства Узбекистана в сегменте ночных клубов премиум-класса нет ни одного иностранного инвестора.
Ночные клубы, конечно, всё равно работали, но либо через лоббирование, либо на полуптичьих правах. При этом за прошедшее время мы достаточно неплохо развивались: у нас есть музыкальная культура, диджеи и яркие проекты (Таир Аскар, группа «Сато», «Фрагмент», организаторы фестиваля электронной музыки на Аральском море Stihia).
Клубная культура существует по всему миру и есть в любом туристическом городе. К нам ведь приезжают не только пожилые туристы посмотреть наши древние архитектурные памятники, у нас есть и молодые гости 30−40−50 лет, которым может быть интересна ночная жизнь Узбекистана, особенно учитывая наш климат.
И самое главное: именно эти гости могут, влюбившись в Узбекистан, стать потенциальными инвесторами. Наша задача — создать культурное и безопасное пространство в ночной жизни страны, никому не мешая и никого не ущемляя.