В конце ноября 2018 года президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление о поэтапном внедрении обязательной маркировки товаров в Узбекистане.
Был утвержден перечень из первых 54 товаров, которые должны быть маркированы с 1 августа 2019 года. Соответственно, если нет маркировки, то и продажа этих товаров запрещалась.
Поручить маркировку планировалось единому поставщику услуг, которого Национальное агентство проектного управления (НАПУ) должно было выбрать до 1 января 2019 года. С ним планировалось заключить договор на срок от пяти до десяти лет.
В начале декабря 2018 года вышел материал Информационно-аналитического мультимедийного центра при Генеральной прокуратуре, в котором подробно объяснялось, зачем внедряется маркировка и как она позволит получить миллионы дополнительной прибыли в бюджет.
В середине декабря 2018 года НАПУ объявило о начале сбора коммерческих предложений. На сайте было опубликовано подробное техническое задание, включая требования к компании, технологии маркировки и финансам.
В апреле 2019 года сообщалось, что контракт на оказание услуг по обязательной маркировке товаров еще не заключен, но по итогам рассмотрения поступивших предложений была отобрана швейцарская компания SICPA.
После этого новостей на тему маркировки не поступало. Так как указанный в постановлении президента срок (1 августа) уже наступил, то Spot решил внести ясность и обратился за комментарием в НАПУ.
В пресс-службе агентства на запрос Spot ответили, что 10 июля 2019 года вышло постановление президента, которое утверждает «Дорожную карту» совершенствования налогового администрирования.
Пунктом 8 этой «Дорожной карты» внедрение единой системы идентификационной маркировки для отдельных товаров и создание электронной базы учета продукции налоговыми органами предусматривается с 1 августа 2020 года.
«Основными целями внедрения системы маркировки являются предотвращение нелегального ввоза в республику, производства и реализации отдельных видов товаров, обеспечение их эффективного учета, а также повышение собираемости налогов и других обязательных платежей, что неразрывно связано с вопросами повышения эффективности налогового администрирования», — напомнили в НАПУ.
В связи с этим, внедрение единой системы идентификационной маркировки откладывается на один год, при этом основным органом, ответственным за ее внедрение, является Государственный налоговый комитет.