В 2012 году два студента Ташкентского государственного технического университета (ТГТУ) запустили торрент-трекер Alltor.me. Spot поговорил с ними о том, как менялась посещаемость ресурса за семь лет, удалось ли монетизировать проект и какое будущее ждет торрент-трекеры в Узбекистане.
«Всё делали на чистом энтузиазме»
Студенты ТГТУ Леонид и Кирилл решили создать собственный сайт, когда разругались с партнерами по другому проекту.
Решили делать именно торрент-трекер, потому что тогда, в 2012 году, подобные ресурсы в Tas-IX были закрытыми: чтобы зарегистрироваться, нужен был инвайт-код, который мог дать только модератор сайта. Также можно было отправить запрос администрации на получение инвайта и ждать рассмотрения, либо купить инвайт. Поэтому друзья подумали, что не хватает открытого трекера — так возник Alltor.me с открытой регистрацией и слоганом «Трекер для всех!»
О релизе объявили на крупных форумах Узнета — uforum.uz, tforum.uz. Наплыва посетителей не наблюдалось: в день заходило около 100 человек. Впрочем, слабый виртуальный сервер, на котором работал сайт, больше бы и не выдержал. При этом его аренда стоила достаточно дорого — около 200 тысяч сумов в месяц (сейчас аренда сервера обходится в $50 в месяц). Владельцем сервера стал Кирилл, домена — Леонид.
Как выглядел сайт Alltor.me в 2013 году. Скриншот из архива героев
Поначалу было тяжело — стороннего финансирования не было, и ребята вкладывали в развитие свою студенческую стипендию.
«Движок использовали готовый — TorrentPier. Там есть куча разных платных модификаций, так что мы покупали дополнительные функции. Всё делали на чистом энтузиазме. Я даже не знаю, что нами двигало», — Леонид.
Не заставили себя ждать и технические проблемы — сказывалось отсутствие опыта в работе с сайтами. Всё делали методом проб и ошибок, обращались за помощью к тематическим форумам и знакомым профессионалам.
Что вывело в лидеры Узнета
Постепенно удалось наладить стабильную работу сайта, и за два-три года ресурс вышел в лидеры Узнета (на момент публикации Alltor.me занимает 48-ю строчку по посещаемости в зоне Tas-IX).
«Мы очень редко падали, и даже если падали, то на очень короткое время. А наши конкуренты не работали по двое-трое суток, и каждое их падение прибавляло нам посетителей. У нас достаточно мощный сервер, который мы купили за свои деньги и настроили так, что он выдержит наплыв в три раза больше», — Кирилл.
Сейчас, по словам разработчиков, сайт посещают 12−13 тысяч человек в день, в пик — 23−25 тысяч в день. В рекламу вложений не было — людей приводило сарафанное радио, часто партнеры видели, что в социальных сетях пользователи рекомендуют их сайт.
Число посетителей сайта Alltor.me с начала 2019 года. Источник: Национальная поисковая система www.uz
Самый скачиваемый контент — фильмы и игры. Был большой ажиотаж после выхода фильма «Мстители: Финал» или новой серии «Игры престолов». Больше всего активных пользователей — в Ташкенте, так как здесь интернет развит лучше, чем в регионах.
Контент заливают пользователи, а модераторы и администраторы работают удаленно и бесплатно — их набирают по объявлениям и берут в команду после испытательного срока.
Сама система работы торрент-трекеров за семь лет не поменялась, она основана на P2P-соединении.
У проекта есть бот в Telegram, его разработали, чтобы сообщать о нештатных ситуациях на сайте или загрузке нового контента, но из-за нехватки времени автоматизацией процесса не занимались.
Проблемы монетизации
Для пользователей ресурс всегда был и остается бесплатным. Вопрос монетизации прорабатывался с самого запуска, хотя четкого плана не было, а воображение рисовало миллионы.
«Мы вообще не понимали, чего хотим, мы просто хотели сайт. Если бы я осознавал это тогда, проекта бы вообще не было. Было потрачено множество бессонных ночей, сил и времени», — Леонид.
Проект монетизируется с помощью рекламы — обычно на сайте показывается реклама Google AdSense. Все средства, полученные от рекламы, идут на поддержку сервера.
Сумму заработка разработчики озвучивать отказались, но отметили, что за рубежом на такой рекламе можно заработать от $20 тысяч в месяц, особенно если работать с YouTube.
«Ценник не для нашей страны, конечно, у нас трафик намного дешевле. Если бы мы развились, скажем, до масштабов российских проектов, наш заработок был бы в разы больше», — Кирилл.
Было сотрудничество и с местными брендами: на сайте появлялась реклама конкурса от «Сочной долины». Также был пилотный проект рекламы пиццерии, после которого продажи пиццы выросли в 20 раз. Такую эффективность Леонид и Кирилл объясняют тем, что пользователи, которые хотят скачать фильм, с большой вероятностью отреагируют на рекламу пиццы и закажут ее, чтобы поесть за просмотром. Однако в итоге не смогли договориться с рекламодателем о цене, и рекламу сняли.
«У нас было много предложений — обращались сотовые компании, например. Но мы не фирма и не может принимать оплату перечислением и платить налоги, поэтому просто отказываемся. Мы монетизируем трафик, но не нашей местной рекламой. Когда размещали рекламу пиццу и прочее, ответственность в плане налогов перекладывали на заказчиков», — Леонид.
Российские торрент-трекеры, по его словам, тоже не сотрудничают с брендами и монетизируются за счет всплывающей рекламы и кликбейтных заголовков.
«Два года назад проект хотели купить — пришло письмо, человек предлагал 9000 евро. Мы не были уверены, что это реальный покупатель, а не мошенник, так что отказались. Больше он на связь не выходил», — Леонид.
Об авторских правах
Как отмечают авторы проекта, на самом сервере нет контента — это площадка, на которой пользователи обмениваются ссылками.
«Это очень тонкий вопрос, поэтому-то нас до сих пор никто и не трогает в плане пиратства. „Узинфоком“ когда-то пытались вскрыть сервер. Пожалуйста, смотрите: у нас ничего нет. Нет файлов на сервере, просто ссылки», — Леонид.
На ресурсе нет отечественного контента. Леонид вспоминает, что однажды с ним связались правообладатели фильма из Казахстана и попросили удалить раздачу.
Возможно, и в Узбекистане завтра начнется активная борьба с нарушениями авторских прав. Но пока этого не произошло, разработчики нацелены на поддержку сайта до последнего пользователя.
«Проект принес хороший опыт в веб-разработке, дизайне, администрировании сетей. Да и просто приятно вспомнить — я, например, там познакомился с будущей женой», — Кирилл.
«Это наше детище, с которым были связаны радости и печали. Это наша гордость — раскрутить сайт и сейчас достаточно сложно, а в условиях слабого развития интернета и подавно», — Леонид.
О будущем торрентов и Tas-IX в Узбекистане
Сегодня ресурс поддерживают в рабочем состоянии, но не развивают. Тем не менее, отмечают Кирилл и Леонид, это единственный торрент-трекер в стране, который работает нормально. Конкуренты сильно сдали позиции.
Партнеры говорят, что сейчас открывать местный торрент-трекер не имеет смысла — интерес к ним падает. Например, российский RuTracker.org у всех на слуху и контента там намного больше, чем на Alltor.me. Зарубежные торренты никуда не денутся, потому что не все люди готовы платить за кино и игры, по крайней мере пока.
Разработчики считают, что в ближайшие пять лет Tas-IX уйдет со сцены — интернет в стране развивается, у людей появляется неограниченный доступ к внешним ресурсам. Даже если Tas-IX останется в игре, количество активных пользователей сократится раз в пять. Актуальными останутся новостные и спортивные сайты, а всё, что касается цифрового контента, уйдет на откуп мировому интернету.