Как ранее писал Spot, российскую компанию «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) привлекают к внедрению маркировки товаров в Узбекистане. С ней уже заключен меморандум, а ее дочернюю компанию CRPT TURON хотят сделать оператором.
50% ЦРПТ, созданного в 2017 году, принадлежит холдингу Алишера Усманова USM Holdings, 25% — государственной корпорации «Ростех», 25% — управляющему партнеру Almaz Capital Александру Галицкому.
Почему именно эта компания
Как следует из проекта Государственного налогового комитета, маркировку Узбекистан будет вводить, ориентируясь на российский опыт, обращает внимание РБК. В России же именно ЦРПТ является единым оператором маркировки.
В мае 2019 года правительство Узбекистан направило в Россию делегацию для изучения российского опыта, а 13 июня утвердило план мероприятий по созданию системы маркировки.
С сентября 2019 года начнется эксперимент по маркировке сигарет, а с октября он распространится на алкоголь и солодовое пиво в пластиковой и стеклянной таре, а также кегах. В маркировке алкоголя на первом этапе участвуют пять крупных предприятий, каких именно — пока неизвестно.
Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов сообщил РБК, что компания уже наработала достаточный опыт по внедрению маркировки в России (работает с 13 категориями — от лекарств до текстиля), ведет совместную работу с операторами маркировки в Казахстане и Белоруссии и «готова масштабировать проект и делиться опытом реализации в Узбекистане».
Пилотный проект в Узбекистане, как и при внедрении в России, будет бесплатным.
Зачем нужна маркировка и почему начинают с сигарет, алкоголя и пива
О рисках употребления поддельной продукции и плюсах введения маркировки для потребителей и государства рассказывал информационно-аналитический мультимедийный центр при Генпрокуратуре Узбекистана.
Согласно приведенным данным, поддельные сигареты содержат в шесть раз больше свинца, на 160% больше смол и на 133% — окиси углерода.
В целом же, в Узбекистане в 2017 году выявлено 764 факта контрабандного импорта товаров на 125,4 млрд сумов, а за семь месяцев 2018 года — 407 фактов на 80,4 млрд сумов.
По словам Реваза Юсупова, руководство Узбекистана заинтересовано в борьбе с нелегальной продукцией.
«Наши компетенции и возможности системы позволят эту ситуацию изменить. Система уже доказала свою эффективность в качестве инструмента для защиты потребителей и повышения прозрачности рынков», — пояснил Юсупов.
В апреле стало известно, что весь табачный рынок страны оценивается в чуть более 10 млрд курительных единиц или около $500 млн в год.
На алкогольном рынке ситуация с контрафактом стоит острее, считает глава российского Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
«В каждой стране, входившей в состав СССР, очень большие рынки нелегальной алкогольной продукции. В Узбекистане доля контрафакта может доходить до половины объема рынка», — говорит эксперт.
Поэтому Узбекистан и перенимают российский опыт внедрения маркировки, который позволил в короткий срок вывести из официальной розничной торговли нелегальную продукцию.