Центральный банк 4 сентября, когда III квартал начинает подходить к концу, опубликовал исследование инфляционных ожиданий населения и предприятий во II квартале.
Из актуальной информации можно выделить статистику по кредитам. Так выяснилось, что самым желаемым кредитом стал автокредит:
При этом, когда речь зашла о том, имеется ли у респондентов сейчас непогашенный кредит, первое место занимали другие виды кредита:
Последний раз Spot публиковал обзор по автокредитам в июне. Тогда выяснилось, что средняя процентная ставка выросла с начала года. Причем это тенденция, которая длится еще с 2018 года. К примеру, в июле того года встречались ставки в 20%, 18% и даже 16%, а максимальная была в районе 25%. В июне же максимальные ставки были уже в районе 30%.
За лето многое изменилось. Сум потерял в цене, банкам разрешили продавать иностранную валюту в наличной форме, курс валюты отпустили в свободное плавание. Помимо этого, 1 сентября вступили в силу новые требования к нормативам ликвидности банков.
Изменилась и ситуация с автокредитами. Во-первых, информация о них пропала сразу с сайтов нескольких банков, среди которых «Туронбанк» и «Алокабанк» (хотя в начале лета она была).
Во-вторых, некоторые банки повысили процентные ставки по автокредитам. Например, в июне в Asia Alliance Bank ставки были от 25% до 27% годовых в зависимости от размера первоначального взноса. Теперь же они от 27% до 29%. В «Ипотека-банке» ставка выросла с 25% до 30%.
Ранее выяснилось, что Центральный банк считает автокредиты высокорискованными:
«Мы должны к этому вопросу подойти с позиции макроэкономики. Когда бурно растет кредитование покупки новых автомобилей, мы убиваем вторичный рынок. Массово выдавая автокредиты и развивая первичный рынок, мы, в определенной степени, создаем условия для снижения цен на вторичном рынке. Так автомобиль через полтора года будет стоить намного дешевле и не будет покрывать кредит», — объяснил Мамаризо Нурмуратов.
Он также подчеркивал, что рынок должен развиваться комплексно, не в ущерб ни одной стороне. Поэтому, усилив оценку риска по данному кредиту, Центральный банк начал требовать от коммерческих банков создавать определенную норму резерва при кредитовании покупки авто.