Как ранее писал Spot, президент Шавкат Мирзиёев поручил Министерству финансов внести предложения по снижению ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 15%.

На следующий же день в министерстве сообщили, что проект соответствующего решения уже разрабатывается и, по предварительной оценке, снижение ставки снизит поступления в государственный бюджет примерно на 10 трлн сумов в год, или порядка 2% к ВВП.

Финансовый аналитик Азиз Алимов специально для Spot объясняет на конкретных расчетах, какие изменения почувствует на себе бизнес и экономика страны в целом.

Азиз Алимов

Директор Alpha Finance Business Consulting, финансовый аналитик

Чтобы начать анализ, прежде всего хотелось бы раз и навсегда прекратить спекуляции на тему неэффективности НДС, в частности, его якобы негативного влияния на инфляцию. Данная тема до сих пор муссируется на просторах интернета, особенно теми, кто ратует за повсеместное возвращение налога с оборота или ЕНП.

Давайте рассмотрим следующий пример.

Предположим, у организации следующие показатели:

Доход от реализации

1 000 000 000

Промежуточное потребление

800 000 000

Заработная плата

100 000 000


Промежуточное потребление — стоимость потребленных товаров и услуг в течение отчетного периода с целью производства других товаров и услуг. Иными словами, это стоимость всех закупленных товарно-материальных ценностей и услуг по хозяйственным договорам.

Тогда отчет о прибыли будет выглядеть следующим образом для сравнительного анализа при уплате налога с оборота с одной стороны и уплате НДС и налога на прибыль — с другой.

Показатели

Налог с оборота (5%)

НДС (20%) + НП (12%)

Доход от реализации

1 000 000 000

833 333 333

Промежуточное потребление

800 000 000

666 666 666

Заработная плата

100 000 000

100 000 000

Операционная прибыль

100 000 000

66 666 666

ЕНП и налог на прибыль

50 000 000

8 000 000

Чистая прибыль

50 000 000

58 666 666

Наценка на промежуточное потребление

20%

20%

НДС

 —

33 333 333

Налог с оборота и налог на прибыль

50 000 000

8 000 000

Итого налогов

50 000 000

41 333 333


Из таблицы видно, что организация значительно выигрывает от внедрения НДС и налога на прибыль. Экономия — 8 666 666 сумов.

Да, организация теряет в доходе, но в то же время уменьшается и промежуточное потребление по расходам. Это возникает вследствие того, что по промежуточному потреблению организация имеет право взять в зачет сумму входящего НДС, начисленного по нему.

Налоговая нагрузка по НДС ложится только на заработную плату и операционную прибыль, которые и составляют элемент добавленной стоимости.

Так в чем же основные причины негативного влияния налога на добавленную стоимость? Их, как правило, три.

1. Накрутка суммы НДС на предыдущую цену

Из-за недостаточной осведомленности о механизме и расчете данного вида налога организации начинают накручивать сумму НДС на первоначальную цену, а не вытаскивать его, как того требует сущность налога. В этом случае цепочка становится дорогой и возникает так называемая инфляционная спираль.

Основная причина таких действий — отсутствие полноценного конкурентного рынка в стране. Рынок всё еще очень сильно замонополизирован.

Протекционизм необходим, если в стране существует массовая конкуренция на какой-то вид товара или услуг (как по цене, так и по качеству), где имеется большое количество игроков (хотя бы более десяти) — производителей товара. В противном случае протекционизм губителен для экономики. Но это тема для отдельного разговора.

2. Огромное количество льгот по НДС

Для тех, кто, закупал товары у льготников, НДС фактически становился налогом с оборота по высокой ставке, в результате чего они терпели большие убытки. Эту проблему вроде бы удалось решить: с 1 октября 90% льгот по налогу отменяются.

3. Организации, у которых низкая доля промежуточного потребления в общих расходах

Прежде чем перейти к обсуждению данной проблемы, давайте рассмотрим вышеприведенный пример в другой плоскости. В нашем примере наценка на промежуточное потребление составляла 20%. Давайте увеличим ее до 33%. В этом случае отчет о прибыли будет следующим:

Показатели

Налог с оборота (5%)

НДС (20%) + НП (12%)

Доход от реализации

1 200 000 000

1 000 000 000

Промежуточное потребление

800 000 000

666 666 666

Заработная плата

100 000 000

100 000 000

Операционная прибыль

300 000 000

233 333 333

ЕНП и Налог на прибыль

60 000 000

28 000 000

Чистая прибыль

240 000 000

205 333 333

Наценка на промежуточное потребление

33%

33%

НДС

 —

66 666 666

Налог с оборота и Налог на прибыль

60 000 000

28 000 000

Итого налогов

60 000 000

94 666 666


Естественно, с увеличением наценки добавленная стоимость и налоговая нагрузка будут расти. Из этого следует, что НДС помогает обуздать инфляционную составляющую, создавая подходы к оптимальной наценке на основные расходы.

Аналогично и с низкой долей промежуточного потребления. Раз доля расходов низкая, соответственно, и добавленная стоимость будет высокой. Если мы опустим промежуточное потребление хотя бы до 200 млн, наценка на него будет составлять 80%. В этом случае налоговая нагрузка на эти организации (как правило, это компании из сферы услуг) будет очень высокой и им будет выгоден налог с оборота.

Показатели

Налог с оборота (5%)

НДС (20%) + НП (12%)

Доход от реализации

1 000 000 000

833 333 333

Промежуточное потребление

200 000 000

166 666 666

Заработная плата

100 000 000

100 000 000

Операционная прибыль

700 000 000

566 666 666

ЕНП и Налог на прибыль

50 000 000

68 000 000

Чистая прибыль

650 000 000

498 666 666

Наценка на промежуточное потребление

0,80

0,80

НДС

 —

133 333 333

Налог с оборота и Налог на прибыль

50 000 000

68 000 000

Итого налогов

50 000 000

201 333 333


НДС по идее призван исключить налоговую нагрузку именно с промежуточного потребления, потому что именно этот вид расхода у большинства предприятий высок.

Налог с оборота такой возможности не дает — он начисляется на всю сумму дохода. А раз доля расходов промежуточного потребления у организаций низкая, соответственно, у них высокая прибыль, и она должна облагаться — то есть вместо высоких расходов платится высокий налог. В принципе это верно, но при оптимальной ставке.

Что будет, когда НДС снизят до 15%?

Результат от снижения ставки с 20% до 15% будет следующим:

Показатели

НДС (20%) + НП (12%)

НДС (15%) + НП (12%)

Доход от реализации

833 333 333

869 565 217

Промежуточное потребление

666 666 666

695 652 173

Заработная плата

100 000 000

100 000 000

Операционная прибыль

66 666 666

73 913 043

Налог с оборота и налог на прибыль

8 000 000

8 869 565

Чистая прибыль

58 666 666

65 043 478

Наценка на промежуточное потребление

20%

20%

НДС

33 333 333

26 086 956

Налог с оборота и Налог на прибыль

8 000 000

8 869 565

Итого налогов

41 333 333

34 956 521


Экономия будет довольно большой — свыше 6 млн. Конечно, это хорошо для бизнеса, однако для бюджета будет большой потерей, что может привести к сворачиванию многих проектов и социальных программ и в целом к неблагоприятным последствиям для нашей экономики.

Как минимизировать потери?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на структуру доходных статей бюджетов некоторых стран, в которых уже давно практикуется НДС.


Доля так называемых налогов на заработанные доходы (налог на прибыль + подоходный налог) очень высока. Главным образом именно они и составляют основные поступления в бюджет — примерно в таком же объеме, как НДС.

В Узбекистане разница в долях НДС и налогов на доходы очень существенная — около 8 процентных пунктов. То есть эти налоги сильно недооценены: на НДС приходится 35%, на подоходный налог — 11%, на налог на прибыль — 16%.

Теперь сравним ставки основных видов налогов и налогооблагаемые базы по трем основным категориям доходов в бюджеты вышеуказанных стран.

Во всех странах ставки корпоративного налога на прибыль выше, чем ставки по НДС.

Здесь действует принцип: чем выше налогооблагаемая база, тем ниже ставка, и наоборот. Именно этот механизм позволяет в максимальной степени избегать теневого сектора экономики.

Даже в тех странах, где стандартная ставка НДС высокая, существуют пониженные ставки для некоторых субъектов бизнеса в зависимости от формы и вида деятельности.

В Узбекистане же ставка НДС намного больше ставки налога на прибыль — на 8 процентных пунктов. Именно это и мешает победить теневой рынок — налогооблагаемая база по НДС больше, чем по налогу на прибыль.

В странах, которые мы рассмотрели, ставка налога на прибыль больше ставки НДС примерно на 10 процентных пунктов. Это связано с тем, что налог на прибыль — более справедливый налог, он позволяет облагать только заработок, в отличие от НДС, которым облагаются также и некоторые расходы (в частности, заработную плату), включенные в состав добавленной стоимости.

Таким образом, чем больше разрыв между ставками налогов в пользу тех, у которых налогооблагаемая база меньше, тем оптимальнее налоговая система как в части поступлений в бюджет, так и в части развития бизнеса и улучшения экономики. В противном случае возникает теневая составляющая.

После снижения ставки до 15% разрыв в пользу НДС сохранится, пусть даже в 3 процентных пункта. Однако из-за очень низкой ставки налога на прибыль 12% возникает негативный эффект, отсюда и прогнозируемое недопоступление в бюджет на сумму 10 трлн сумов.

Поэтому идеально было бы снизить ставку НДС до 12% и увеличить ставку налога на прибыль до 20%, а еще лучше — до 22%, чтобы разрыв достиг 10 процентных пунктов, однако, судя по опыту других стран, особенно наших соседей, ставка в 20% оптимальна.

В Узбекистане ставка налога на прибыль дифференцированная, однако по высокой ставке в 20% платят только банки и так называемые подакцизники. Это очень мало, ставка в 20% должна быть для всех субъектов бизнеса.

Многие эксперты говорят, что высокая ставка налога на прибыль отпугнет иностранных инвесторов, что именно это главный показатель.

Хочу сказать следующее: иностранный инвестор смотрит прежде всего на общую экономическую картину страны, налоговую систему в целом (количество налогов, ставки, налогооблагаемая база и т. д.) страны, условия ведения бизнеса.

Именно это ключевые факторы массового привлечения инвестиций, а не признаки какого-то отдельного налога.

Альтернативный вариант

Сравним все три варианта по вышеуказанному примеру:

Показатели

НДС (20%) + НП (12%)

НДС (15%) + НП (12%)

НДС (12%) + НП (20%)

Доход от реализации

833 333 333

869 565 217

892 857 142

Промежуточное потребление

666 666 666

695 652 173

714 285 714

Заработная плата

100 000 000

100 000 000

100 000 001

Операционная прибыль

66 666 666

73 913 043

78 571 427

ЕНП и Налог на прибыль

8 000 000

8 869 565

15 714 285

Чистая прибыль

58 666 666

65 043 478

62 857 142

Наценка на промежуточное потребление

20%

20%

20%

НДС

33 333 333

26 086 956

21 428 571

Налог с оборота и налог на прибыль

8 000 000

8 869 565

15 714 285

Итого налогов

41 333 333

34 956 521

37 142 856


Мы видим, что разница в прибыли во втором и третьем вариантах незначительна, однако сумма в 2 млн (за счет увеличения налога на прибыль) позволит хоть как-то компенсировать потери бюджета от снижения ставки НДС.

Более высокая ставка налога на прибыль позволит увеличить собираемость НДФЛ, так как бизнесу будет выгодно показывать в официальных отчетах реальную сумму заработных плат, чтобы максимально увеличить свои расходы и снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а низкая ставка НДС позволит уменьшить налоговую нагрузку на заработную плату как часть добавленной стоимости. В этом случае доля НДФЛ в бюджете страны может возрасти.

Такие изменения уже предлагал экономист Фархад Курбанбаев, и я с ним абсолютно согласен. Однако я категорически не согласен в части возврата к прогрессивной системе НДФЛ, за исключением необлагаемого минимума. В Казахстане успешно работает плоская система налогообложения при ставке в 10% и применяется необлагаемый минимум в размере 1 МРОТ. А прогрессивная система НДФЛ показала свою неэффективность на протяжении 27 лет — 80% заработных плат ушли в тень.

Прогрессивная система хороша только при высоких доходах. Ставки НДФЛ, особенно в европейских странах, высоки, однако в этих странах огромные лимиты и необлагаемые минимумы, которые достигают десятков и сотен тысяч евро и фунтов. У нас же по максимальной ставке (22%) облагались суммы выше $200. Это очень низкий предел.

Конечно, рано или поздно мы придем к прогрессивной системе НДФЛ — она более справедливая, — однако пока доходы у нашего населения очень низкие.

Что еще надо изменить в Налоговом кодексе

Кроме того, о чем я говорил в своих прошлых публикацих, хотелось бы остановиться на таком понятии, как средний бизнес. Возможно, следовало бы ввести следующую классификацию:

Вид бизнеса
Критерий
Налоговый режим по единым ставкам
Малый
Оборот до 100 млн сумов
Налог с оборота (4%)
Средний
Оборот от 100 млн сумов до 1 млрд сумов
Налог с оборота (4%) + НДС (12%)
Крупный
Оборот более 1 млрд сумов
Налог на прибыль (20%) + НДС (12%)


Малый бизнес несет очень мало расходов, поэтому для него оптимален налог с оборота по низкой ставке. У среднего бизнеса уже возникает определенное количество расходов, НДС по которым можно взять в зачет. К сожалению, многие организации недооценивают этот режим налогообложения.

Представим это в форме сравнительной таблицы:

Показатели

Налог с оборота (4%)

Налог с оборота (4%) + НДС (12%)

Доход от реализации

200 000 000

178 571 428

Промежуточное потребление

160 000 000

142 857 142

Заработная плата

20 000 000

20 000 000

Операционная прибыль

20 000 000

15 714 285

Налог с оборота

8 000 000

3 571 428*

Чистая прибыль

12 000 000

12 142 857

Наценка на промежуточное потребление

20%

20%

НДС

 —

6 666 666

Налог с оборота

8 000 000

3 571 428

Итого налогов

8 000 000

10 238 095

*Происходит вычет суммы НДС, уплаченного в бюджет, из налога с оборота в размере 50%, согласно Налоговому кодексу. Указанные режимы обязательны для указных порогов. Остальные могут выбирать любой режим по своему усмотрению.

Как мы видим, при таком режиме все в выигрыше: поступления в бюджет увеличиваются, организация имеет большую прибыль.

Для чего это нужно: необходимо перевести как можно больше субъектов бизнеса на уплату НДС, чтобы можно было брать в зачет входящие суммы как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей.

В целом налоговая реформа близка к своему завершению — остались только небольшие доработки, которые, думаю, не заставят себя ждать.