На сайте Министерства юстиции опубликовали статью «И снова об НДС: анализ и предложения». Автор — начальник отдела Исследовательского института правовой политики при министерстве, советник юстиции I класса Н.И.Нарбаев.
Нарбаев пишет, что из-за недостаточности анализа по социальному положению или поведению налогоплательщиков в рамках реформ, связанных с НДС, уполномоченными министерствами и ведомствами несколько раз заявлено об отсутствии или минимальном негативном воздействии НДС на цены и субъекты предпринимательства.
«Однако текущее состояние потребительских товаров и рынка, настроение субъектов предпринимательства доказывают обратное», — говорится в статье.
Исследования показывают, что низкая эффективность налоговой системы во многом обусловлена тем, что она действует в соответствии с экономическими законами и нормами, игнорирует общность взаимодействия объективных и субъективных факторов и отделяет налоговую систему от социальных механизмов.
Несмотря на то, что с начала нынешнего года налоговое бремя на предпринимателей снизилось до 30%, свою деятельность прекратили 135 тыс. предпринимателей. Это на 3% больше по сравнению с прошлым годом.
С начала года число плательщиков НДС выросло в пять раз. Однако из-за отсутствия эффективной и упрощенной системы расчета НДС налоговые отчеты не смогли сдать 9 тыс. (35%) из 26 тыс. предприятий, перешедших на новую систему.
По состоянию на 1 августа нынешнего года, упрощенной системой НДС, внедренной в целях упрощения расчета НДС для малого бизнеса воспользовались лишь 6 тыс. налогоплательщиков.
Кроме того, данная система напротив усложнила механизм расчетов для многопрофильных предприятий, так как это требует применения отдельной ставки для каждой деятельности и ведения отдельного бухгалтерского учета.
Говоря о социальных механизмах, хотелось бы поразмышлять о часто встречающемся в обществе и свойственном субъектам предпринимательства поведении.
«Как известно, отдельная категория налогоплательщиков пользуется определенными налоговыми льготами. Однако, здесь нет разницы между ценами на продукты и услуги, производимые компаниями, которые не используют льготы в отношении своих продуктов или услуг. Почему нет? Ведь выгода должна быть в том, чтобы товары были дешевле, если они пользуются льготой!», — пишет Нарбаев.
Проведенные в данном направлении исследования показывают, что в большинстве случаев предоставление льгот или снижение ставки не приводит к снижению сформированных на рынке цен, то есть субъект предпринимательства, воспользовавшийся этой преференцией обычно не снижает цену.
Автор предлагает смягчить негативные последствия НДС в двух этапах.
- Первый — перевести с 1 января 2020 года все предприятия независимо от их объема товарооборота на уплату НДС, при этом снизить ставку НДС.
- Второй — создать инфраструктуру, связанную с НДС, то есть:
- максимальная отмена льгот;
- разработка упрощенного порядка расчета и уплаты НДС;
- скорейшее введение системы электронной счет-фактуры, анализ движения товаров и контроль за начислением НДС;
- внедрение порядка обязательного покрытия суммы, превышающей начисленной суммы НДС.
Низкая ставка позволит сделать это намного легче и безболезненно. Высокая ставка настораживает предпринимателей, в результате усложнится создание необходимой инфраструктуры. Не развитая или слабая инфраструктура приводит к усилению негативного воздействия НДС.
Также автор предлагает:
- В целях возмещения бюджетных потерь, связанных со снижением ставки НДС, оптимизировать государственные расходы, исключить чрезмерные расходы, повышать расходы созвучно с развитием экономики.
- Налаживание проведения социологических исследований в налоговой сфере, организация аналитико-социальных служб в управлении налоговой системой.
- Усиление разъяснительной работы среди представителей бизнеса по расчету НДС со стороны Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Торгово-промышленной палаты.
- Эффективное применение всех других факторов обуздания цен;
- Внедрение в программу подготовки специалистов в сферах экономики, налогов и финансов предмета «Социология в сферах экономики и финансов».
В конце сообщается, что эти анализы и предложения были разработаны Институтом исследования правовой политики при Министерстве юстиции в августе 2019 года и представлены соответствующим государственным органам, включая Государственный налоговый комитет.
Ранее финансовый аналитик Азиз Алимов специально для Spot объяснял на цифрах, какие изменения почувствует на себе бизнес от снижения ставки НДС с 20% до 15%.