Электронная коммерция в Узбекистане растет стремительными темпами. Только в первом полугодии ее объем вырос по сравнению с тем же периодом 2018 года в 4 раза и составил 6 трлн сумов.

По мнению специалистов UzCard, бум на рынке e-commerce еще впереди: в течение двух лет увеличится количество электронных магазинов, продолжится многократный рост объема транзакций.

«С удивлением обнаружил, что в стране есть более 50 электронных магазинов. Это очень много и с каждым годом эта цифра будет расти. Финансовая культура узбекистанцев меняется: они начали чаще выезжать за рубеж и пользоваться там всеми прелестями онлайн-торговли, больше использовать возможности электронных магазинов внутри страны, а также заказывать товары в международных маркетплейсах», — отметил заместитель директора по техническим вопросам дочерней структуры ЕОПЦ (UzCard) компании Plum Technologies Азиз Абдуганиев.

Единый общереспубликанский процессинговый центр (ЕОПЦ) запустил в конце августа маркетплейс Uzcardtrade для юридических лиц. Разработчиком платформы выступила компания Genesis Innovation. В перспективе маркетплейс превратиться в торговую площадку, на которой продавать или покупать товары и услуги смогут все — обычные граждане, предприниматели.


Азиз Абдуганиев. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Представители UzCard рассказали Spot, как упростили корпоративные закупки для юридических лиц (за исключением госзаказчиков), как планируют развивать торговую площадку и почему считают себя первопроходцами.

Нельзя было не воспользоваться возможностью

Разработка маркетплейса была продиктована временем, считают эксперты.

«Ежемесячно свыше 100 тыс. компаний используют корпоративную карту при закупе, а среднемесячная сумма выплат через данные карты превышает 3 трлн сумов. Только за семь месяцев этого года банки страны выпустили более 2 млн корпоративных карт Uzcard, из которых 25% приходятся на Ташкент. Наибольшее количество выпущенных корпоративных карт (180 тыс.) пришлось на три банка: „Ипотека банк“, „Узпромстройбанк“ и „Ипак йули банк“. Учитывая такое развитие, нельзя было не использовать эту возможность. Перспективы за электронной коммерцией, поэтому UzCard решил осваивать этот рынок», — отметил Азиз Абдуганиев.

Если для физических лиц существует множество онлайн-магазинов и досок объявления, где можно купить или заказать товар, то в В2В-сегменте такой площадки до недавних пор не существовало.

Так был создан электронный магазин Uzcardtrade, ядром которого стали корпоративные карты UzCard, преимуществом которых является проведение платежей в режиме 24/7. В других видах денежных переводов существуют временные ограничения. Маркетплейс выступает мостиком между предпринимателями, продающими товары, и компаниями, которые эти товары приобретают.

Главная особенность площадки заключается в том, что она позволяет перевести документацию, связанную с покупками на корпоративную карту, в электронный вид.


Разработчики торговой платформы. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Это, по утверждению разработчиков, облегчит работу бухгалтеров, обеспечит прозрачность закупок, упростит поиск и покупку товаров для нужд компании.

«Как и многие компании мы сталкивались с проблемой, когда при осуществлении покупок с корпоративной карты, даже на незначительную сумму, необходимо оформлять счет-фактуру. На практике это происходит следующим образом: если в офис нужен, например, степлер, после его покупки в магазине приходится ждать, когда бухгалтерия оформит все документы. Мы подумали, что неплохо было бы избавиться от этой волокиты», — говорит директор Plum Technologies Эмиль Якушев.

В этом и заключается особенность платформы — весь документооборот, включая чеки, доверенности и счета-фактуры, переведен в электронный формат.

Как это работает

Сейчас платформа рассчитана только на компании, которые пользуются корпоративными банковскими картами. Пока на сайте по пяти товарным группам выставлено около 200 товарных позиций. За две недели с момента запуска к Uzcardtrade подключились 52 предприятия, еще 32 организации находятся на стадии выставления своей продукции.

Ознакомиться с имеющейся на электронной площадке продукцией можно без регистрации на сайте, она понадобится только при непосредственном осуществлении покупок, которые проводятся в конкурентной и неконкурентной форме. В в первом случае, когда пользователь нажимает кнопку «Купить», запускается механизм запроса цен как в электронном магазине государственных закупок, во втором — система автоматически формирует электронный договор с продавцом.

Оплата осуществляется лишь после того, как поставщик доставит товар.

«Мы хотели обезопасить обе стороны и разработали механизм холдирования (блокирование суммы). Деньги блокируются на корпоративной карте покупателя, пока не будет осуществлена доставка. Он подтверждает в системе электронной цифровой подписью получение товара, только после этого средства перечисляются на счет продавца», — отметил Эмиль Якушев.

Таким образом, компания гарантирует поставщику получение оплаты, а покупателю — получение товара.


Эмиль Якушев. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Для решение спорных вопросов создана арбитражная комиссия, которая будет рассматривать каждый случай индивидуально.

Если нужный товар на сайте онлайн-магазина найти не удалось, есть функция «Запрос цены». Заполнив специальную форму и указав параметры продукции, покупатель выставляет объявление, которое могут увидеть поставщики и дать свое предложение.

«Так предприниматели облегчают себе жизнь: достаточно разместить одно объявление и можно получить множество предложений, выбрать для себя наиболее выгодное из них», — говорит руководитель Plum Technologies.

При чем тут big-data

Пока разработчики активно пополняют базу товаров, привлекая основных поставщиков. Для их выявления были проанализированы данные использования корпоративных карт. Помимо этого создатели онлайн-магазина определили категории товаров, по которым наиболее часто производится оплата.

«UzCard обладает огромным потенциалом, потому что обслуживает сотни тысяч корпоративных карт. Мы ищем ключевых продавцов по основным товарным группам и проводим для них презентацию о возможностях платформы. Анализ базы данных по транзакциям корпоративных карт помог при запуске привлечь наиболее востребованных поставщиков», — говорит Азиз Абдуганиев.

В перспективе на Uzcardtrade планируют выставлять не только товары, но и услуги, которыми часто пользуются предприниматели. Например, уборка помещения, ремонтные работы и другое. При этом документы также будут формироваться в электронном виде, только кроме счета-фактуры система автоматически создаст еще и акт выполненных работ.

Помимо корпоративных карт, UzCard обладает огромной базой банковских карт физических лиц. В этом направлении компания видит большой потенциал и намерена в будущем расширить электронную торговую площадку и внедрить продажи в сегментах В2С, С2С.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Платежи — столп всей электронной коммерции. А они проходят через UzCard. Есть возможность привлечь все группы участников электронной коммерции. Поэтому наши стратегические планы — не останавливаться на сегменте В2В», — отметил Эмиль Якушев.

Не просто онлайн-магазин

Нужно отличать портал объявлений и электронный магазин, в котором проходят расчеты. Сейчас для юридических лиц существуют площадки, где они могут найти необходимый товар, например, OLX. Но в них нет механизмов заключения контракта внутри системы, проведения платежей, формирования других электронных документов.

Uzcardtrade не только предоставляет такие возможности, но и планирует интегрировать в систему услуги логистических компаний. Сейчас обязательства по поставке товара берет на себя продавец. В течение месяца разработчики намерены добавить в систему дополнительный модуль доставки. Благодаря этому продавец сможет выбрать среди разных транспортных компаний приемлемый тариф по доставке товара до двери покупателя.

«Весь документооборот опять же переведем в электронный вид. Сейчас у продавца может не хватить ресурсов для оперативной доставки. Сотрудничество с логистическими компаниями позволит сократить время доставки. В перспективе хотим интегрировать в систему и страхование груза, подключить к ней CRM, электронные склады», — говорит Азиз Абдуганиев.

Несмотря на то, что компания вложила немало финансовых и технических ресурсов в разработку торговой площадки, четких планов по выходу на окупаемость нет. Потому что одна из основных задач — сделать пользование корпоративными картами более удобным и выгодным и таким образом популяризовать их. То есть чем чаще будут пользоваться картой предприниматели, тем больше будут объемы транзакций, тем выше доход от комиссионных.

Все операции на сайте, включая размещение товаров, объявлений, осуществление покупок и других операций бесплатны. Комиссия в размере 1% от суммы снимается лишь с продавца.

«Мы сейчас думаем над тем, как ее снизить для компаний с большим оборотом. Есть сайты, в которых поднятие объявления, например, платное. У нас пока все бесплатно», — говорит директор Plum Technologies.

Представители компании сообщили, что продолжают совершенствовать Uzcardtrade, чтобы создать удобные условия использования корпоративных карт для юридических лиц. До конца года доступ к системе будет открыть и для физических лиц.

Получить подробную информацию можно по телефону: (+998) 71−203−38−83

Сайт: uzcardtrade.uz

Facebook: fb.com/uzcardtrade

Telegram: t.me/uzcardtrade

Instagram: @uzcardtrade

На правах рекламы.