Исследователи Оксфордского университета нашли доказательства пропаганды, подавления инакомыслия и манипуляций общественным мнением в социальных сетях компании в 70 странах мира. Среди них есть и Узбекистан, следует из доклада Оксфордского интернет-института.

Оксфордский интернет-институт — междисциплинарный факультет социальных и компьютерных наук, занимающийся изучением информации, коммуникации и технологий. Входит в состав Отделения социальных наук Оксфордского университета, Англия.

Информационные кампании, как правило, направлены на подавление, дискредитацию и отвлечение внимания. Главной платформой для манипулирования и распространения фейков остается Facebook. Доказательства этого авторы доклада нашли в 56 странах, среди них Узбекистан.

Лишь семь стран пытались при помощи Facebook и Twitter влиять на общественное мнение за пределами своих границ: Китай, Индия, Иран, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, и Венесуэла. Остальные делают это для формирования повестки внутри страны.

Авторы доклада отмечают, что фейки и манипуляции продвигаются чаще не через рекламу, а создание мемов, видеороликов или другого контента, который часто становится вирусным и распространяется бесплатно.

Узбекистан попал в число немногих стран, где для фейковых аккаунтов используются не боты, а реальные люди. Они, как правило, используют украденные или взломанные аккаунты других людей:

Составители доклада не смогли оценить мощность «фабрик троллей» в Узбекистане. Зато известно, что в Таджикистане это около 500 человек, а в Украине свыше 20 тыс.

Что касается основных стратегий, то в стране используется лишь одна — атака троллями. В Казахстане, к примеру, активно используется еще стратегия дезинформации, а в таких странах как Иран весь спектр, включая массовые сообщения и усиление месседжа.


Узбекистан также стал одной из немногих стран, где информационные атаки устраиваются не для того, чтобы поддержать, выставить в хорошем свете или отвлечь, а чтобы подавить и запугать, в том числе, под угрозой насилия:


Основными организаторами информационных манипуляций в Узбекистане исследователи назвали гражданских лиц. Выяснилось, что в стране практически не распространена пропаганда со стороны партий или политиков.

По этим причинам Узбекистан попал в категорию стран, где команды по распространению дезинформации имеют «средний потенциал» и последовательную стратегию, а в кампаниях задействованы реальные штатные сотрудники, которые работают круглый год.

В страны с «высоким потенциалом», где задействованы сотни и тысячи сотрудников, тратятся значительные средства и проводятся научные исследования и разработки по управлению информационным пространством, попали лишь семь стран — США, Россия, Китай, Египет, Иран, Израиль, Саудовская Аравия и Сирия.

Ранее Spot писал, как текст про Uzbekistan Airways в Facebook привел к вопросу о рынке «заказных» постов в Telegram.