В далеком 2004-м Юрий Ким вместе с партнерами открыл первый в постсоветском Узбекистане частный книжный магазин. За 15 лет существования «Книжный мир» стал известен не только в Ташкенте, но и в регионах, а полтора года назад у него появился «собрат», ориентированный на узбекскую литературу, — «Китоб олами».

Предприниматель рассказал Spot, ощущает ли конкуренцию с электронными книгами и онлайн-магазинами, какие книги покупают чаще всего и как НДС повлияет на книжный бизнес.

Старт: 35 000 книг

До открытия «Книжного мира» я занимался поставками оборудования, автомобилей, запчастей. Где-то в 2000 году в Москве по делам зашел в посольство Узбекистана, но попал на обеденный перерыв. Нужно было как-то убить время, и я заглянул в книжный магазин «Молодая гвардия», который как раз находился напротив. Это место меня поразило, ведь тогда в Узбекистане книги продавались только на развалах.

В 2004 году мы с двумя соучредителями решились на свой страх и риск открыть первый в постсоветском Узбекистане книжный магазин. Это была именно та сфера, в которой, работая легально, можно конкурировать с теневым сектором — контрабандой возить книги невыгодно. К тому же литература приносит не только прибыль, но и пользу для людей.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Магазин на ЦУМе, который мы купили, раньше был частью старейшей сети «Академкнига» — она работала в Узбекистане еще с 40-х годов прошлого века, а после распада Союза стала негосударственным предприятием и была приватизирована.

Бизнес открывали на собственные средства. Единственное, когда мы привезли первую партию книг, таможня нам дала отсрочку платежей по гарантии банка, по сути, это тот же самый кредит. Других кредитов не брали.

Стартовые вложения в книжный магазин формируются из расчета $1000 на квадрат продажной площади: так, в магазин площадью 600 кв. м нужно вложить с полмиллиона долларов. А если еще и помещение покупать, то прибавьте стоимость недвижимости.

Когда мы открывались, никто не мог сказать, какие книги и в каком количестве нужно привозить. Не было практики, не было специалистов в Узбекистане. Мы как первопроходцы привезли около 35 тысяч наименований по четыре-восемь экземпляров.

В итоге получили 20−40% остатков, которые продавались ещё два-три года, часть из них продали ниже себестоимости. Но спустя несколько поставок уже знали, что выбирать и сколько везти.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Cмена формата, коворкинг и настольные игры

Первым нашим поставщиком была российская группа издательств «АСТ». В 2004 году она была крупнейшей, объединяла порядка 49 издательств. Также мы сразу начали сотрудничать и с узбекскими издательствами, а уже со следующего года — и с другими российскими и зарубежными издательствами. С нами может сотрудничать даже отдельный автор, который издает свои книги.

Наши клиенты очень разные, но по объемам продаж лидирует детская книга. Когда мы открылись, детская литература составляла где-то 20% от продаж, сейчас — около 30−40%. Если раньше под детскую литературу отводилось около 20% торговой площади, то сейчас уже треть.

Раньше продажи были меньше в денежном выражении, но больше в количественном. Один двадцатифутовый контейнер книжной продукции стоил $50 тыс., cейчас — уже $100−150 тыс.

Первое время мы заказывали один контейнер раз в три месяца, сейчас — полконтейнера. Но продажи в денежном выражении всё равно стали немного выше.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сначала у нас было три магазина площадью от 100 до 300 кв. м: на ЦУМе, метро Горького (станция метро «Буюк ипак йули» — прим. Spot) и улице Садыка Азимова. Спустя лет десять мы поменяли формат: открыли два больших магазина по 500−600 кв. м.

В «Китоб олами» почти 1500 кв. м только розничных площадей и кафе. Мы заведуем книжным направлением, а коворкингом и кафе управляют другие люди. Под книжный бизнес выделили 600 кв. м, под коворкинг — около 300−400 кв. м, под кафе — 300−400 кв. м. Плюс есть административная часть. Мы планируем даже организовать митинг-холл, где будут обучать ораторскому искусству.

«Китоб олами» больше специализируется на узбекской литературе, а «Книжный мир» — на российской. В «Китоб олами» приблизительно половина площади уходит под отечественные книги. В «Книжном мире» узбекской литературы около 10%, здесь представлены английские издательства «Макмиллан», «Оксфорд», турецкие и другие зарубежные книги. Мы также заключили договор комиссии с «Мосигрой» и предлагаем их продукцию в обоих наших магазинах.

Рентабельность книжной отрасли ниже средней

В книжном бизнесе своя специфика: ты привозишь книги, продаешь, и постоянно образуются какие-то остатки. Эти остатки и есть прибыль, а чтобы их продать, нужно привезти новую партию. Если ты правильно ведешь бизнес, остатки будут превращаться в деньги, если неправильно — в макулатуру.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Эта сфера отличается тем, что прибыль начинаешь получать не сразу. Должны пройти даже не месяцы, а годы работы в правильном направлении. Первое наше вложение окупилось только через три-четыре года.

По ташкентским меркам рентабельность книжной отрасли ниже средней — маржинальность составляет около 20% в год и меняется в зависимости от многих факторов.

Например, остатки могут превратиться в деньги спустя год. К этому времени может произойти девальвация сума к доллару, а доллара к рублю (а мы основную часть товара покупаем в рублях). И получается, что мы продаем книгу дешевле, чем она стоит в России.

В «Китоб олами» мы уже год и три месяца. Первые полгода работали в минус, сейчас уже вышли на точку безубыточности. «Китоб олами» для нас больше социальный проект, чем коммерческий, хотя сам по себе он оказывает положительный эффект на весь наш бизнес.

Как увеличить аудиторию

Первые два года мы активно давали рекламу на радио и в газеты, кроме этого, проводили акции, благотворительные мероприятия. Продвигаться было несложно, потому что таких магазинов больше не было — скоро нас уже знали и за пределами Ташкента.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Для нас самая ценная реклама — если о нас говорят хорошо. Мы своей работой продвигаем бизнес: стараемся поддерживать большой ассортимент, заключать договора со всеми местными авторами и издательствами.

Не так давно стало известно, что в Ташкенте со 2 по 4 октября впервые пройдет Международная книжная выставка-ярмарка Tashkent Book Fest.

Мы участвовать не планируем. Эта ярмарка больше нужна издателям — они могут предложить магазинам новые книжные продукты, местные или иностранные. А мы какую продукцию можем там выставить на девяти квадратных метрах? Или нам просто стоять и кричать, что у нас есть в Ташкенте два магазина?

Что касается сотрудничества с издательствами, у нас и так давно налажены связи. Поэтому мы пойдем туда не в качестве участника, а больше в качестве посетителя, посмотреть новинки.

Сейчас мы уделяем больше внимания соцсетям, планируем запустить онлайн-магазин. Также финансируем кое-какие акции в социальном направлении — эти видеоролики не рекламируют конкретно «Книжный мир» или «Китоб олами», они рассказывают о пользе чтения книг. А чем больше людей читает, тем больше у нас потенциальных покупателей.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Конкуренты — книжные развалы

Книжный рынок в Узбекистане развивается. В Москве или Алматы электронные носители потихоньку вытесняют книжный бизнес, согласно статистике, он каждый год сокращается. Мы же еще не достигли своего пика, поэтому развитие идет.

Однако игроков на рынке немного. Есть еще, может, пара магазинов, которые привозят литературу легально и крупными партиями, но в целом они больше специализируются на местной литературе.

Электронные носители составляют нам определенную конкуренцию, и с каждым годом их будет всё больше. Но в то же время они помогают увеличить аудиторию — читатели электронных книг рано или поздно они придут к нам в магазин.

Также работают один-два онлайн-магазина. У них нет книг в наличии, они принимают заказы и доставляют литературу в течение месяца-двух. Так как это разовые заказы, то такие магазины несут большие расходы, соответственно, цены в них немаленькие.

Поэтому люди чаще склонны зайти в физическую точку, тем более книгу приятно пощупать, полистать, посмотреть переплет, формат, шрифт. Всё это уникально, вплоть до запаха книги.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Одна и та же книга может быть в разных вариациях: в мягком или твердом переплете, альбомного формата, с золотым тиснением. Есть даже книги, выпущенные ограниченным тиражом, например, десять экземпляров ручной работы. Такая книга имеет специальный сертификат, и вы будете уверены, что покупаете эксклюзив. Конечно, стоят они недешево, но на каждый товар есть свой покупатель.

Наши конкуренты — это книжные развалы. В Ташкенте десятки тех, кто продает такую же литературу, как мы. Но они делают свое дело, а мы — свое, и друг другу не мешаем. Даже наоборот, те, кто ищет книги, в первую очередь приезжают в район ЦУМа. И если у нас не будет нужной литературы, они найдут ее на развалах, и наоборот.

Почему у нас мало книжных магазинов

Когда мы открывали «Китоб олами», я думал, что в Узбекистане не так много литературы, которую можно продавать. Мы поставили себе цель представить в ассортименте всю отечественную литературу и, как оказалось, ее немало. Половину площади здесь занимает узбекская продукция.

Помимо изданных в Узбекистане книг, есть много мировых хитов, переведенных на узбекский язык. Это очень хорошо, ведь в Узбекистане с населением в 33 млн очень нужна литература на государственном языке.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Правительство пытается развивать отрасль, но всё равно у нас пока еще слишком мало книжных магазинов.

В каком-нибудь российском или казахстанском городе с населением в 3 млн книжных магазинов в три-четыре раза больше, чем в Ташкенте. А в Буэнос-Айресе с населением почти 3 млн — 700 книжных магазинов.

У нас нужно развивать культуру чтения, приобщать людей к книгам с раннего детства. К счастью, многие молодые родители понимают: чтобы ребенок вырос умным и успешным человеком, нужно развивать личность с помощью книг. Поэтому они покупают книги, в том числе на узбекском языке, и популярность детской литературы растет.

В регионах дела обстоят хуже, чем в Ташкенте. Недавно президент ездил по регионам и привозил книги в учебные заведения. В этом направлении надо очень много работать.

НДС может ударить по книжному бизнесу

В начале года мы попали под общеустановленные налоги. Раньше у нас были налог с оборота, теперь платим с прибыли, а по НДС у нас льготы. Но сейчас разрабатывается новый налоговый кодекс, в котором книжная продукция уже не попадает под льготы. Это может сильно ударить по рентабельности нашего бизнеса.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Притом около 40% стран в мире имеют нулевой НДС на книжную продукцию, еще примерно столько же имеют НДС на книги в два-три раза меньше общеустановленного. И только в 20% стран НДС на книжную продукцию равен общеустановленной ставке. Даже в России действует сниженный НДС для книжной продукции — всего 10%. Хотелось бы поддержки со стороны государства в плане налогов, как во многих развитых странах.

У меня предложение: не тратить государственные деньги на популяризацию чтения, а вместо этого убрать НДС на книжную продукцию. Все равно цепочек по НДС на книжную продукцию практически нет, и вообще налоги с книжных продаж не такие большие, насколько я знаю, в отличие от вложений в развитие сферы.

Тогда книжные магазины будут открываться в каждом вузе, в каждой школе и в каждом поселке — бизнес сам будет делать всю работу по продвижению, а правительство добьется своей цели.

Юрий Ким родился в Ташкенте в 1972 году. Получил высшее образование в Казахстане по специальности «Инженер АСУ». С 1995 года занимался поставками запчастей и оборудования. В 2004 году вместе с соучредителями открыл сеть магазинов «Книжный мир».