С того момента, как Узбекистан взял курс на реформы, в страну пришло несколько крупных международных брендов. Правда, среди них только один является представителем банковского сектора — в июле в Ташкенте начала работу «дочка» казахстанского Народного банка Tenge Bank.
Заместитель министра финансов Одилбек Исаков во время визита в США сообщил изданию Euromoney, что грузинский TBC Bank тоже обратился за получением банковской лицензии в Узбекистане. Что касается других крупных иностранных банков, то они, по словам Исакова, находятся в режиме наблюдений и ожиданий.
«Они смотрят, как идут реформы. Как только банковская система восстановится и станет прибыльной, многие крупные иностранные банки всерьез рассмотрят вопрос о вхождении на рынок», — сказал Исаков.
При этом он отметил, что хотя в Узбекистане и приветствуют приход стратегических инвесторов, сейчас важнее реформировать банковский сектор, успешно провести IPO одного или двух банков.
«Возможно, это лучше, чем ждать приход стратегического покупателя», — сказал Исаков.
Для инвесторов, которые ищут миноритарные пакеты в банках Узбекистана, уже есть предложения. Так, к примеру, утверждена продажа 25% государственной доли в трех банках: «Алокабанк», «Туронбанк» и Asia Alliance Bank.
Помимо этого, в начале сентября иностранным инвесторам разрешили покупать до 5% акций банков без получения предварительного разрешения ЦБ.
«Наш план состоит в том, чтобы преобразовать государственные банки в коммерческие кредиторы, которые потом мы смогли бы продать стратегическим банкам или провести IPO», — сказал Исаков.
Сделать это планируется при помощи международных организаций. Так, к примеру, Международную финансовую корпорацию уже привлекли к трансформации «Ипотека-банка». Ожидается, что-то же самое будет между Европейским банком реконструкции и развития и банком «Асака».
По словам Исакова, власти Узбекистана хотят, чтобы крупнейшие государственные банки получили доступ к рынку еврооблигаций как можно скорее.
«Сделки на рынках капитала будут играть важную роль в преобразовании государственных банков, помогут им придерживаться курса реформ. Мы хотим, чтобы банки вышли на рынок евробондов как можно скорее, надеюсь, в ближайшие 12 месяцев», — сказал он.
Исаков также подчеркнул, что изменения в банковском секторе будут сопровождаться реформой других государственных предприятий.
«Большинство банков принадлежат государству, и большинство активов в банковском секторе представляют собой кредиты для государственных предприятий. Если вы реформируете одну область, но оставляете другую, то это не сработает. Вы должны реформировать и то, и другое», — сказал он.
Если процесс будет успешным, добавил он, отношения между банками и государственными предприятиями могут стать скорее сильной, чем слабой стороной. Это также поможет местным игрокам справиться с потенциальной конкуренцией со стороны новых игроков рынка.