В последние годы банковский сектор Узбекистана переживает эпоху перемен. В республике идут реформы, направленные на повышение доступности и качества финансовых услуг.
Как они влияют на инвестиционную привлекательность страны? С каким препятствиями в работе сталкиваются иностранные компании? В чем отличительные черты развития кредитных организаций в разных государствах Центральной Азии?
Об этом рассказал Антон Валинчус, региональный руководитель специализирующейся на поставках банковских решений и оборудования в страны Центральной Азии, Кавказа и Балтии компании Penkių kontinentų bankinės technologijos (BS/2), входящей в группу предприятий Penki kontinentai.
Как бы вы охарактеризовали развитие финансового сектора Узбекистана?
О важности банковской системы в экономическом росте государства сегодня не спорит никто. От других стран Узбекистан отличается прежде всего темпами развития. Указ президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан» послужил отправной точкой нового этапа реформ.
Приоритетами правительства стали дальнейшее развитие платежной системы, укрепление финансовой устойчивости кредитных организаций и повышение доступности банковских услуг как для населения, так и для туристов.
Начиная с прошлого года в стране форсируется формирование канала банковского самообслуживания. Если на 1 марта 2018 года по всей республике было установлено около 450 банкоматов, то сегодня их число уже почти достигло 5 тысяч.
Как влияют реформы на инвестиционную привлекательность страны?
Узбекистан стал одной из наиболее перспективных стран для иностранных инвесторов. В Центральной Азии он занимает первое место по численности населения — более 33 млн жителей — и второе после Казахстана по темпам роста экономики.
Об инвестиционной привлекательности страны свидетельствует появление в Узбекистане дочерних структур ТВС банка (Грузия) и Halyk Bank (Казахстан), последняя из которых под названием Tenge Bank уже получила банковскую лицензию на деятельность в республике. Приход таких крупных игроков показывает, что рынок растет, там есть перспективы и возможности для развития бизнеса.
История существования дочерней структуры BS/2 в Узбекистане — BS/2 TASHKENT — насчитывает уже более 10 лет. Как ваша компания адаптируется к меняющимся условиям?
Если рассматривать всю историю нашей работы в стране, то именно в прошлом году произошел крупнейший прорыв на этом рынке.
Банки Ipak Yuli, Asia Alliance Bank, Aloqabank, Asaka приобрели 300 банкоматов для обслуживания платежных карт Uzcard, Visa, Mastercard с нашим решением FCX.iQ, позволяющим осуществлять обмен валюты непосредственно в банкомате.
За успешное развитие в Узбекистане BS/2 был удостоен международной награды Special Achievement Banking от ведущей компании на рынке банковского и торгового оборудования Diebold Nixdorf.
Уже в этом году помимо осуществления прямых продаж, мы выиграли тендер Центрального банка на 1,5 тысячи устройств самообслуживания, которые в целях развития платежной системы HUMO будут переданы банкам Узбекистана.
Для нас каждая победа имеет особое значение, ведь растет узнаваемость бренда Diebold Nixdorf, инновационное оборудование которого служит залогом успешного развития банковской сети самообслуживания.
Вместе с рынком растет и наш коллектив. Бесперебойную работу банкоматов можно обеспечить только за счет расширения сервисной структуры, над чем мы и работаем.
С какими трудностями компания столкнулась за это время?
Главная проблема — кадровый вопрос. В стране, где не хватало банкоматов, пока что крайне мало и сервисных специалистов. С дефицитом кадров мы справляемся благодаря собственным инженерам-преподавателям.
Компания BS/2 имеет обширную сеть сервисных структур в разных странах, и за последний год коллеги из Казахстана, Киргизии, Литвы и Латвии неоднократно приезжали, чтобы помочь нашим сотрудникам в Ташкенте. Они вместе устанавливали банкоматы, отвечали на возникающие вопросы, ремонтировали, и передавали накопленный годами опыт.
В Казахстане и Кыргызстане этап становления дочерних компаний уже пройден. Наше имя стало гарантом качества оборудования и услуг. В Узбекистане же еще предстоит большая работа по завоеванию рынка в высококонкурентной среде.
Насколько велика конкуренция в сфере банковских технологий в Узбекистане?
Просто огромна. Большие рынки всегда привлекают серьезных игроков, которые в конкурентной борьбе нередко снижают цены на свою продукцию. Однако решающую роль играет не только стоимость оборудования, но и его качество, функционал, сервисное обслуживание и уже имеющаяся в банке инфраструктура.
В соответствии с рейтингом Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020», Узбекистан вошел в топ-20 стран, показавших наибольший прогресс в улучшении делового климата. Чего еще не хватает, по вашему мнению, для развития банковской инфраструктуры страны?
Для достижения международных стандартов нужен не только опыт, но и время. Банковская сфера Узбекистана ориентирована на западноевропейские страны.
Доступность финансовых услуг, расширение функционала устройств самообслуживания повышают доверие населения к банковскому сектору, и в то же время создают имидж прогрессивного государства для туристов.
Страна перепрыгнула через десятилетие развития. Рынок Казахстана, к примеру, уже насыщен банкоматами, но кредитные организации взяли направление на обновление парка устройств самообслуживания. В Узбекистане же некоторые банки сразу заказывают ресайклеры — терминалы с функцией рециркуляции наличности — которые за счет внедрения специализированных решений могут заменить отделение банка.
Расширение функциональности дает возможность клиентам быстро совершать множество операций: не только снимать наличные, но и вносить их, производить обмен валюты, осуществлять кредитные и коммунальные платежи, оплачивать счета за мобильную связь и многое другое.
Получается, что разработка и внедрение программных решений, увеличивающих функциональность банкоматов, становятся еще одной сферой деятельности компании на рынке?
Мы не ограничиваемся продажами оборудования и сервисными услугами. Изучив потребности рынка, мы предложили банкам страны наше решение по обмену валюты.
На сегодняшний день уже все кредитные организации оценили преимущества внедрения FCX.iQ. Судите сами: банкомат не спит, обмен валюты можно производить и днем, и ночью. В аэропортах, отелях, на вокзалах туристы круглосуточно меняют иностранную валюту на сумы.
В итоге, при удачном расположении устройств и больших потоках транзакций, инвестиции в развитие парка банкоматов быстро окупаются.
Также мы предлагаем банкам биометрические решения для авторизации клиентов, но для них необходима подходящая инфраструктура. Однако другой наш продукт ATMeye.iQ уже обеспечивает безопасность всех поставляемых в Узбекистан банкоматов.
Наша компания выступает организатором международной банковской конференции Banking Fusion 2019, которая состоится с 26 по 27 ноября в Ташкенте.
Выбор места проведения мероприятия не случаен. Мы приглашаем встретится представителей кредитно-финансовых организаций Центральной Азии и Кавказского региона, а также мировых разработчиков и поставщиков технологических решений, чтобы обсудить основные тренды отрасли и новые возможности развития канала самообслуживания.
На правах рекламы.