Как ранее писал Spot, в Узбекистане вырос спрос на «обналичку». Так, объем снятых через банкоматы денег за первые девять месяцев 2019 года вырос в 7,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Параллельно с этим сильно снизилась доля безналичных платежей в общем объеме. Если в январе-сентябре 2017 года доля поступлений через платежные терминалы в общем поступлении составила 63,9%, то в январе-сентябре 2018 года этот показатель оказался 44,8%, в январе-сентябре текущего года и вовсе упал до 34,9%.
Тенденцию на днях подтвердили и в Государственном налоговом комитете.
«Фраза „Терминал не работает“ в последнее время снова укрепилась в быту и стала одной из самых популярных в обиходе», сообщили в пресс-службе комитета.
Участились случаи, когда потребители заходят в магазин, набирают продукты и только у кассы выясняется, что расплатиться по пластиковой карте невозможно. Причина — терминал не работает.
Растет и количество обращений граждан по телефону доверия налогового комитета. 748 жалоб, касающихся невыдачи чеков контрольно-кассовых машин, а также невозможности приобрести товар посредством пластиковой карты, поступило на сегодняшний день.
«Непринятие пластиковых карт и невнесение денежных средств в ККМ торговыми точками стимулирует рост внебанковского налично-денежного оборота. Это, в свою очередь, отражение производства нелегальных товаров, нелегального импорта и в целом нелегальной торговли. Главный мотив — стремление уйти от налогообложения», — комментируют происходящее в комитете.
Там же напомнили о последствиях. Так, торговля и оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин и расчетных терминалов влечет за собой наложение штрафа от 30- до 50-кратного размера базовой расчетной величины (6,7 млн. сумов — 11,2 млн. сумов).
При нарушении этого правила в течение одного года после применения штрафа предусмотрено наложение штрафа в размере от 75- до 100-кратного размера базовой расчетной величины (16,7 млн сумов — 22,3 млн. сумов).
«Сотрудники налоговой службы оперативно реагируют на обращения и жалобы граждан. Регулярно проводится мониторинг торговых точек на наличие терминалов и ККМ», — сообщили в комитет.
В этом году налоговые органы подали на рассмотрение Бизнес-омбудсмана 719 заявок на проверку субъектов предпринимательства, связанную с отказом от принятия пластиковых карт и невыдачей чеков. В 400 из них была проведена проверка и наложены штрафы.
Больше всего правонарушений, связанных с терминалами и ККМ, выявлено в Ташкенте — 81 случай. На втором месте Андижанская область (67), далее следуют Ташкентская (62), Хорезмская (36), Ферганская (32) и Наманганская (22) и другие области.
Стоит ли нарушать?
Как правило, сумма за товар, который потребитель желает и не может приобрести с помощью пластиковой карты по причине «неработающего терминала», никак не сравнится с размером штрафов за это правонарушение, отметили в комитете.
Но насколько целесообразно для предпринимателя отказывать в принятии карты? Выгодно ли не выдавать потребителям кассовые чеки?
Например, в одном ООО потребителю не выдали чек на 30 тысяч сумов и не внесли в ККМ 535 тыс. сумов. За это предприниматель поплатится штрафом на сумму 6,7 млн. сумов.
Другое ООО совершило повторное правонарушение, отказав принять оплату в 157 тыс. сумов с пластиковой карты потребителя. За это налоговыми органами будет наложен штраф в размере 22,3 млн сумов.
Государственный налоговый комитет продолжает тщательно изучать каждую заявку населения. Мы призываем предпринимателей к добросовестному и порядочному ведению бизнеса.
Потребителей же попросили сообщать информацию о случаях отказа в принятии пластиковой карты или невыдачи чека ККМ за купленную продукцию в государственные налоговые органы по телефону доверия ГНК (71) 244−98−98 или в Call-центр (71) 202−32−82, 1198.
Ранее Spot писал, что сокращение объемов теневой экономики останется одной из основных задач Узбекистана.