Президент Шавкат Мирзиёев подписал Закон «О Центральном банке» в новой редакции. Текст документа 12 ноября опубликован на сайте газеты «Ҳалқ сўзи». Spot разбирал документ в 2018 году, когда он еще был на стадии обсуждения.
Одно из важнейших изменений по сравнению с предыдущей реакцией — новые цели Центрального банка. Раньше она была одна — стабильность национальной валюты. Теперь же ЦБ отвечает за стабильность цен, развитие банковской и платежной систем.
Регулятору запретили выдавать гарантии третьим лицам, участвовать в капиталах любых банков и компаний (раньше в качестве исключения были Народный банк и «Микрокредитбанк»).
Еще одна важная поправка — кредитование правительства. Раньше ЦБ имел такое право, теперь нет. Регулятору также запрещается оказывать финансовую помощь или выдавать кредиты для финансирования дефицита Государственного бюджета и любым государственным органом и организациям.
Впервые упоминается графический символ сума — говорится, что он определяется правлением ЦБ.
Появилась отдельная статья касательно того, что запрещается работникам банка: заниматься коммерческой деятельностью (за исключением научной деятельности и преподавания в свободное от основной работы время), состоять в наблюдательных советах банков и компаний и другое.
Расширены функции — если раньше Центробанк, в основном, выступал в качестве банкира правительства, консультировал его по вопросам и предоставлял доклад по экономическим и финансовым вопросам, то теперь займется составлением платежного баланса, установлением требований к воспроизведению изображений банкнот, самостоятельным проведением банковских операций и многим другим.
Появились новые полномочия, среди которых выпуск в обращение слитков из драгоценных металлов, а также определение порядка купли-продажи денежных знаков из драгоценных металлов.
Подробно прописана часть про конфликты интересов и меры по предупреждению коррупции, появилась отдельная статья про защиту прав потребителей.
В целом же, Центральный банк стал более самостоятельным. Это совпадает с рекомендациям международных организаций, которые рекомендуют дать регулятору максимальную независимость.