Начальник отдела Управления консультирования по налогообложению Государственного налогового комитета Азиз Умирзаков рассказал газете «Налоги плюс», о том, как совершенствуется система администрирования налога на добавленную стоимость (НДС) в Узбекистане.
Что меняется в целом
В проекте новой редакции Налогового кодекса предусматривается ряд мер и широкий инструментарий по совершенствованию НДС.
Все они направлены на повышение экономической конкурентоспособности и гармонизацию правоприменительных положений национального законодательства с международными нормами.
Проект унифицирует различного рода положения нормативно-правовых актов, определяющих категорию плательщиков НДС, которые отражены как единый элемент налога. Произойдет своего рода поглощение отсылочных норм.
В новой редакции документа уточняется порядок уплаты НДС за облагаемые обороты, осуществляемые постоянными учреждениями иностранных компаний.
Действующая редакция перекладывает такую обязанность на получателей услуг-резидентов, что, в свою очередь, приводит к увеличению издержек субъектов предпринимательства на исполнение налоговых обязательств.
Проектом устанавливается, что постоянные учреждения иностранных компаний будут выступать самостоятельными плательщиками НДС по осуществляемым в нашей стране оборотам.
Для целей совершенствования системы администрирования НДС и оказания адресного обслуживания налогоплательщиков вводится процедура специального регистрационного учета в качестве плательщика НДС по аналогии с международной практикой, широко применяемой в странах Европейского союза.
Получаемый регистрационный код плательщика НДС позволит налогоплательщикам проявлять должную осмотрительность при осуществлении межхозяйственных отношений со своими контрагентами и снизить риски совершения налоговых нарушений.
Объекты налогообложения
Конкретизируется перечень операций, относящихся к объекту по НДС. Например, определяются правовые границы, ограничивающие действие норм обязательного обложения операций индивидуальных предпринимателей, связанных с реализацией личного имущества физического лица.
Наряду с этим вводится механизм купирования возможных рисков перехода на агрессивное налоговое планирование путем установления правил, согласно которым утрата товара, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также получение имущества при выходе участника из состава учредителей, независимо от размера первоначального вклада будут облагаться НДС.
Место реализации услуг
Существенным образом пересмотрен порядок определения места реализации услуг. Он направлен на исключение случаев двойного налогообложения и формирование благоприятного режима для хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспорт услуг.
Данные положения выражены в переходе на принцип потребления, который отражает действительную сущность косвенного налогообложения и определения круга лиц, как правило, потребителей услуг, место осуществление деятельности которых становится местом выполнения налоговых обязательств по НДС.
В частности, в рамках нового порядка обложению будут подлежать услуги, если их получатели осуществляют свою деятельность на территории Узбекистана. Соответственно, внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов, выступающих экспортерами услуг, будет освобождена от НДС.
Проектом также предусматривается ограничение чрезмерных налоговых обязательств и размытости границ применения НДС за счет внедрения правила уплаты этого вида налога иностранными компаниями при оказании ими услуг физическим лицам в электронной форме (к такой практике присоединились Российская Федерация и Беларусь).
Льготы
В существенной степени оптимизирован перечень операций, оборот по реализации которых освобождается от НДС. Отменяются льготы на:
- туристические услуги;
- услуги по обслуживанию воздушных судов;
- услуги по обучению государственному языку;
- услуги подразделений охраны при Национальной гвардии;
- товарно-материальные запасы государственного резерва;
- имущество, передаваемое в качестве инвестиционных обязательств;
- услуги по сдаче в аренду государственного имущества;
- услуги по доставке средств массовой информации и книжной продукции;
- технические средства системы оперативно-розыскных мероприятий;
- товары (услуги), приобретаемые за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республикой Узбекистан, а также полученных за счет грантов.
При этом проектом предусматривается введение льгот с социальной направленностью, усиливающих защиту определенных слоев населения с ограниченными возможностями. Например, планируется освободить от НДС товары и услуги, реализуемые юридическими лицами, в которых участвуют общественные объединения инвалидов.
В проект включены и действующие льготы, предоставленные для развития ювелирной промышленности и новых форм инвестиционной деятельности (мерные слитки).
Оптимизация коснулась и финансового сектора. В частности, если цена на финансовую услугу будет установлена в абсолютной сумме или привязана к базовому расчетному показателю, она не будет освобождаться от льгот.
Совершенствуется порядок освобождения от НДС при импорте технологического оборудования, которое не производится в Узбекистане.
Налогооблагаемая база
Документом упраздняются устаревшие методы определения налогооблагаемой базы по НДС, привязанные к уровню себестоимости реализуемых товаров (услуг).
Взамен предусматривается концептуальный переход на налогообложение исходя из рыночных цен, сформированных под действием закона спроса и предложения. Такой порядок соответствует положениям международных стандартов.
Наряду с этим, в качестве метода сокращения рисков получения выгоды и повышения эффективности администрирования налога на добавленную стоимость вводится норма уплаты НДС налоговым агентом при представлении государственного имущества в аренду. В этом случае этот вид налога будет уплачиваться лицом, которое получает такие услуги.
Налоговый период
Водится ежеквартальное определение налогового периода с разбивкой отчетного периода на месяц и квартал. Это обусловлено необходимостью предоставления возможности малому бизнесу оптимизировать издержки на исполнение налоговых обязательств.
Кроме этого, данный порядок в значительной степени позволит упростить налоговый учет для субъектов малого бизнеса.
Нулевая ставка
Проектом предусматривается имплементация норм международного права в части применения нулевой ставки НДС. Например, дипломатический корпус и его персонал получат возможность вернуть этот вид налога, уплаченный при приобретении товаров (услуг) для официального пользования.
Для иностранных туристов вводится возврат НДС по принципу Tax Free. Им могут пользоваться иностранные граждане при выезде из государства, в котором они совершили покупки в личных целях.
Зачет по НДС
Внедряется единовременный зачет по основным средствам,
Кроме этого, обязательным условием применения зачета по НДС становится регистрация в качестве плательщика НДС с получением соответствующего регистрационного кода.
При этом налогоплательщики не смогут воспользоваться зачетом по следующей группе товаров, которые будут приобретены не для использования в рамках профильного вида деятельности, в частности, по:
- легковым автомобилям, мотоциклам, вертолетам, мотолодкам, самолетам, а также иным видам моторных средств и топливу для них;
- алкогольной и табачной продукции.
К зачету также не будут относиться суммы НДС, приходящиеся на представительские расходы.
Период исполнения обязательств
Проектом пересмотрен срок представления отчетности и уплаты НДС. Он смещен с 25 на 20 число.
Возврат НДС
Вводится возврат превышения НДС не только по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, но и по операциям, где превышение возникло за счет применения общих правил НДС (любое превышение по НДС будет возмещаться). При этом срок возврата по общеустановленному порядку будет составлять 60 дней.
Для отдельной категории налогоплательщиков предусматривается ускоренный порядок возврата НДС в течение 7 дней.
Им смогут воспользоваться крупные налогоплательщики, экспортеры; налогоплательщики, предоставившие банковскую гарантию.