Сегодня во многих сферах успешно применяются информационные технологии. Коснулось это и системы образования Узбекистана. Внедрение цифровой образовательной платформы Kundalik в школах вызвало как интерес, так и вопросы со стороны родителей и преподавательского состава.

Гульнара Исмаилова, методист компании Kundalik, рассказывает, для чего необходима платформа и отвечает на популярные вопросы общественности.

В Узбекистане уже было несколько попыток внедрения электронных дневников и журналов. В чем отличие платформы Kundalik и ее основные преимущества?

У меня за плечами 29 лет стажа работы в педагогике. И с такой многофункциональной системой я столкнулась впервые. Это не только электронный дневник и журнал, а цифровая образовательная платформа, которая создана для всех участников учебного процесса: учеников, учителей, родителей, руководства школ, контролирующих органов.

Она позволяет в онлайн-режиме составлять расписание уроков, формировать поурочные планы, вести учет посещаемости и успеваемости, автоматически формировать отчеты.

Ученики и родители могут посмотреть в Kundalik оценки и домашние задания, пообщаться в защищенной сети, воспользоваться дополнительными образовательными ресурсами. Платформа проста в работе, а на вопросы всегда готовы ответить специалисты службы поддержки.

Главное отличие Kundalik от других платформ в комплексном подходе. Мы не просто внедряем конкретный продукт, а с его помощью модернизируем целую отрасль образования в стране.

Мы обучаем педагогов компьютерной грамотности, проводим аудит школ на техническую оснащенность и эти реальные данные «без прикрас» предоставляем министерству образования, которое на их основе будет улучшать инфраструктуру и оснащать компьютерами и интернетом те организации, где это необходимо, и в тех объемах, которые действительно требуются.

Сегодня в Узбекистане происходит цифровизация в различных отраслях, и сфера образования в первую очередь нуждается в такой трансформации. Можно бесконечно говорить о неготовности школ, преподавательского состава и прочих сдерживающих факторах. Но если ничего не делать, будет ли развитие?


Школы готовы к таким изменениям?

Вы считаете, нужно сидеть и ждать, когда наступит некий момент готовности? Вспомните, как в Узбекистане внедрялся безналичный расчет. На тот момент население совершенно не было готово к такому сценарию, никто не хотел пользоваться картами, которые казались непонятными и ненужными. Но этот шаг был необходим для развития экономики страны. Не все понимали, как ими пользоваться, а магазины были слабо оснащены терминалами для оплаты.

И вот, спустя несколько лет, с помощью платежных приложений оплачиваются коммунальные услуги, штрафы ГАИ и прочие услуги. Это говорит о том, что есть такая закономерность в обществе воспринимать новшества сквозь отрицание. Поэтому здесь главное, чтобы все шло поэтапно.

Далеко не все образовательные организации Узбекистана в достаточной мере оснащены компьютерами и интернетом, и мы это понимаем, поэтому внедряем систему пока только в Ташкенте и некоторых областных школах — там, где есть необходимый минимум для полноценной работы.

Мы получаем от министерства образования списки таких школ и начинаем работу. Однако в некоторых из них уже в процессе внедрения системы мы сталкиваемся с тем, что где-то слабый интернет, где-то компьютеры есть, но старые, а где-то педагогический состав, имея всю техническую базу, просто не хочет учиться использовать технологии.

Об этом мы информируем коллег из министерства образования, чтобы у них складывалась реальная картина происходящего, и они принимали необходимые меры. До конца 2021 года МНО планирует обеспечить все школы Узбекистана скоростным интернетом и персональными компьютерами во всех классах.

Еще нас часто спрашивают, нужно ли учителям самостоятельно покупать планшеты или смартфоны для работы в Kundalik.

Поясню: ничего педагогам за свой счет покупать не надо. Система внедряется не для того, чтобы усложнить их жизнь, а напротив, для того, чтобы ее облегчить: освободить от бумажной волокиты, от составления отчетов вручную, ежегодного переписывания одних и тех же поурочных планов от руки и так далее.

Цифровизация отразится на сфере образования Узбекистана?

Одна из главных целей Kundalik — снизить уровень бюрократии и сделать образование более качественным, доступным и творческим. Дети станут лучше усваивать материал, сократится объем «бытовых» проблем, таких как проверка записанного домашнего задания, звонки родителей учителям и наоборот.

Я знакома не понаслышке со всеми сложностями образовательного процесса. Главным образом это касается бумажной волокиты: ведение журнала, подготовка отчетов, поурочные планы — все это изо дня в день заполняется на бумаге. Цифровизация образования cделает жизнь учителя проще и спокойнее.

Журнал не потеряется, его теперь невозможно испортить, про замазку можно забыть. Переклички и стократные повторы домашних заданий останутся в прошлом. Кроме того, автоматизация «бумажных» процессов колоссально экономит время.

Словом, система в разы облегчает школьные будни. Все достижения и пробелы в знаниях детей будут зафиксированы. Наглядность и достоверность данных помогут родителям направить ребенка, вовремя подтянуться по нужным предметам.

С внедрением технологических новшеств всегда связано много сложностей. Как педагогам, которые технически не подкованы, обучиться работе с Kundalik?

Навыки работы в системе напрямую влияют на успешность проекта. Первоначально мы хотели проводить очные семинары и онлайн-вебинары.

На наш взгляд, такой двусторонний подход позволил бы ускорить этап ознакомления учителей с Kundalik. Но в итоге вебинары оказались для педагогов сложностью, не все воспринимали информацию в онлайн-режиме, поэтому было принято решение пока от них отказаться и проводить больше обучений вживую.

Сегодня я совместно с другими методистами провожу семинары и мастер-классы в подключаемых школах.

Всегда возникает много вопросов, иногда проскальзывает сомнение среди учителей: «Как я сам или сама смогу вести электронный журнал?», но они быстро развеиваются.

Учителя, которые раньше были с компьютером на «вы», сегодня являются уверенными пользователями системы. Расскажу на примере учителя русского языка и литературы Татьяны Истахаровой, которая работает в школе №158 с 1971 года.

Новость о внедрении цифровой образовательной платформы сначала вызвала у нее тревожность. Но за пару недель Татьяна Борисовна, несмотря на пожилой возраст, освоила работу в интернете и в Kundalik. Сейчас она ежедневно и своевременно заполняет электронный журнал: вносит домашние задания и пояснения к ним, текущие отметки и комментарии к оценкам.

Мы понимаем, что это непростой и длительный процесс, у педагогического состава уже выработана привычка работать «по старинке», и многие электронный журнал пока не воспринимают. Но, если проявить немного терпения, открыться новым знаниям и возможностям, все получится.


Когда можно будет полностью перейти на электронный документооборот?

Это издержки переходного периода от бумаги к «цифре». Электронный журнал и дневник внедряются для того, чтобы облегчить труд учителей, избавить их от бумажной работы, сделать учебный процесс более качественным.

Для полного отказа от бумаги педагогам необходимо хорошо освоить систему, а школам подготовиться технически, для этого, как вы понимаете, требуется время. Это не произойдет в одночасье, процесс будет планомерным.

Двойная работа предполагается до того момента, пока в электронных журналах не начнут появляться оценки и домашние задания так же, как и в бумажном журнале. Это показатель того, что систему освоили и готовы к работе в ней.

Кстати, совсем недавно министерством народного образования выпущен приказ, где говорится о том, что будут разработаны предложения по дальнейшему отказу от бумажного журнала и ведению электронного журнала как документа строгой отчетности.

Каким образом будет обеспечена безопасность и конфиденциальность персональных данных пользователей системы?

Персональные данные и вся накопленная информация принадлежат государству в лице Министерства народного образования Республики Узбекистан и находятся на подконтрольных государству серверах в дата-центре крупнейшего оператора телекоммуникаций Узбекистана — АК «Узбектелеком».

Хранение персональных данных и их передача по сетям общего пользования полностью соответствует требованиям закона Республики Узбекистан №ЗРУ-547 от 02.07.2019 «О персональных данных».

Куда и кому персональные данные могут быть переданы для обработки?

Данные могут быть переданы сотрудникам школы, органов управления образованием, работникам Kundalik и в обезличенном виде третьим лицам.

Поясню, что третьи лица — это рекламодатели, которые в дальнейшем смогут информировать пользователей Kundalik.com о своих товарах и услугах, соответствующих нашей площадке по формату, тематике и возрасту аудитории.

При этом важно отметить, что третьи лица могут получить данные о пользователях системы только в обезличенном виде. Однако сейчас об этом говорить слишком рано, поскольку Kundalik только в начале пути, и реклама на платформе не размещается.


Как работа в новом проекте поменяла ваши взгляды на развитие образования в стране?

Сегодня c Kundalik работают 290 школ Ташкента, также к системе подключены школы Ташкентской, Самаркандской, Бухарской областей. Исходя из первых результатов, можно сделать вывод, что платформа уже позволяет решить ряд сложностей.

Всем известно, что во многих школах количество учеников в классах составляет более 40 человек. В таких случаях учителю сложно уделить внимание каждому, проследить, все ли записали домашнее задание.

В Kundalik зафиксировано все: задания, оценки, расписание. Благодаря платформе улучшилась посещаемость учеников и снизилось количество прогулов без уважительных причин.

Среди учеников повышается интерес к учебе, творческим заданиям и конкурсам, которые стимулируют детей достигать новые цели. Kundalik объединяет всю информацию об образовании и открывает доступ к ней для всех участников образовательного процесса.

Ситуация с переполненными классами становится прозрачной для всех, включая директора и сотрудников МНО. Это очень важно, что система обеспечивает всеобщее понимание проблем.

Что вас мотивируют в процессе внедрения платформы?

Я всегда думала, что состоявшегося специалиста сложно удивить. Но сейчас, работая в проекте, понимаю, что это не так. Каждый день я продолжаю учиться, применяю свой опыт и расширяю границы творческого мышления.

За одну неделю знакомлюсь в среднем с коллективом трех — четырех школ. В каждой открываю для себя что-то новое. В офисе у нас также очень комфортно, интересные коллеги разных возрастов, с которыми участвуем в рабочих процессах.

Когда проект объединяет и стирает рамки, которыми мы сами себя ограничиваем — это здорово. Также меня очень вдохновляет тот факт, что мы несем новые технологии в ту сферу, которая очень нуждается в модернизации.

Каким вы видите будущее проекта Kundalik в Узбекистане?

Заглядывая в будущее проекта Kundalik в Узбекистане, важно понимать, что его развитие зависит от того, как мы сейчас будем использовать новые возможности.

Когда я проводила первые обучающие семинары в школах, со стороны учителей было довольно много скепсиса и недоверия. Они воспринимали это нововведение как дополнительную нагрузку.

Но по прошествии нескольких месяцев уже выявились школы-лидеры, родители-активисты, которые работают в системе каждый день, открывая для себя новые возможности экономии времени и нервов.

Я очень верю в этот проект. На мой взгляд, это один из эффективных и простых инструментов модернизации образования.

На правах рекламы.