Как ранее писал Spot, в Узбекистане готовится Трудовой кодекс в новой редакции. Газета «Налоги плюс» с ссылкой на данные Министерства труда и занятости рассказала о некоторых моментах, которые предусматривает проект.
При разработке учтены все положительные моменты, имеющиеся в действующем Трудовом кодексе и апробированные на практике. С другой стороны, он очищен от всего того, что тормозит развитие цивилизованного рынка труда, сдерживает инициативу работников и работодателей, препятствует обеспечению и защите их прав и законных интересов.
Новая редакция призвана защитить интересы работников, обеспечив им полную и своевременную выплату заработной платы, благоприятные условия и режим труда, эффективную защиту прав в случае их нарушения.
Проект также должен дать возможность работодателю принимать необходимые меры по развитию производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности организаций. Серьезные изменения коснутся правил и условий приема на работу, переводов, прекращения трудовых договоров.
Планируется установить срок предварительного испытания до 6 месяцев для руководителей и заместителей организаций, филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений, а также для главных бухгалтеров и заместителей главных бухгалтеров. Для других работников испытательный срок сохранится прежний — не более 3 месяцев.
Изменения коснутся и условий предварительных испытаний при приеме на работу выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
На сегодняшний день испытательный срок не устанавливается тем, кто поступает на работу впервые в течение 3 лет после окончания учебного заведения.
Проект предусматривает не устанавливать испытательный срок тем, кто обучался и окончил высшие учебные заведения по гранту и устраивается на работу по полученной специальности в течение 3 месяцев, а также выпускникам средних и высших учебных заведений при поступлении на работу впервые в течение года со дня окончания учебного заведения.
Предусматриваются случаи, когда срочные трудовые договоры должны оформляться в обязательном порядке, а когда — по соглашению сторон.
Планируется установить предельный срок временного перевода на другую работу без согласия работника, в связи с производственной необходимостью или простоем. Предполагается, что он не должен в течение одного года совокупно превышать 60 календарных дней.
Прикомандирование работника к другому работодателю — новое понятие подвида перевода. Он может производиться только с письменного согласия работника на срок не более 1 года путем заключения отдельного срочного трудового договора. В этом случае действие прежнего трудового договора приостанавливается.
Изменения коснутся и условий прекращения трудовых договоров. Если сегодня нет необходимости извещать о предстоящем увольнении в связи с истечением срока договора, то с принятием нового порядка будет необходимо письменное уведомление — не менее чем за 3 календарных дня. Исключение составят только случаи, когда договор оформлен на время отсутствия основного работника.
Изменится и перечень оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя.
Несоответствие работника выполняемой работе по состоянию здоровья перенесли в основания увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а возможность прекращения трудового договора с работниками, достигшими пенсионного возраста, абсолютно исключается.
В соответствии с действующим кодексом для всех работников размер выходного пособия составляет 100% от среднего месячного заработка, независимо от продолжительности работы на предприятии.
Предполагается, что теперь пособия при увольнении по отдельным основаниям будут дифференцироваться в зависимости от стажа работника у конкретного работодателя. Если стаж не превышает 3 года — 50%, от 3 до 5 лет — 75%, от 5 до 10 лет — 100%, от 10 до 15 лет — 150%, а свыше 15 лет — 200%.
В новую редакцию включены и положения, защищающие интересы беременных женщин.
Работодатель будет обязан продлевать действие срочного трудового договора до окончания беременности работницы, а при предоставлении отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска. Для этого будет достаточно письменного заявления и медицинской справки, которую женщина должна представлять работодателю каждые 3 месяца.
Теперь по инициативе работодателя можно будет уволить с работы одиноких родителей, опекунов и сотрудников с единственным заработком в семье, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также имеющих ребенка до 3 лет только в связи с ликвидацией организации или за систематическое, а также однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Но за ними сохранится право на получение пособия по уходу за ребенком.
В проекте регламентируется возможность привлечения к сверхурочным работам без согласия работника в случаях катастроф, производственных аварий или стихийных бедствий и так далее.
Вводятся исключительные случаи, когда можно привлекать к работе в выходные и праздничные нерабочие дни без согласия работников.
Не включаемые в рабочее время перерывы для отдыха и питания составят от 30 минут до 2 часов, а при суммированном учете рабочего времени, когда рабочий день (смена) больше 8 часов, работнику обязаны предоставлять два перерыва. Во время перерывов сотрудники могут покидать места работы.
Существенные изменения затронут порядок предоставления трудовых отпусков.
Продолжительность основного минимального трудового отпуска в 15 рабочих дней планируют увеличить до 21 календарного дня, а служащим органов государственной власти и управления установить удлиненный отпуск в 27 календарных дней.
Кроме того, за каждые 5 лет работы в одной организации работникам намечено предоставлять дополнительно 2 календарных дня отпуска, но не более 8 дней в общей сложности.
Проект детально регламентирует труд отдельных категорий работников. Это — надомники, совместители, те, кто работает вахтовым методом, а также сезонные, временные и дистанционные работники и другие.
Определенное место в законодательном акте отводится разделам, посвященным обработке и защите персональных данных работника, порядку проведения служебного расследования в отношении работников, процедуре проведения забастовок как крайнего способа разрешения коллективного трудового спора, а также контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства.
Устанавливается система оплаты труда с разделением на тарифную и бестарифную. Прописаны отдельные виды выплат стимулирующего характера: премии, надбавки, доплаты. Устанавливается единый порядок исчисления средней заработной платы, а также распоряжения зарплатой по желанию работника.
Это далеко не все изменения. Экспертам и специалистам в области трудовых отношений и смежного с ними законодательства еще только предстоит дать свои заключения.
Ожидается, что предложенные положения новой редакции окажут значительное влияние на повышение производительности труда, защитят законные права и интересы работников, расширят организационные возможности работодателей.