Группа компаний Orient (Makro, Golden House, Eurasia Group и другие) представила инвестиционный потенциал коммерческой недвижимости Узбекистана на крупнейшей международной выставке MAPIC, проходящей с 13 по 16 ноября в Каннах.

Выставка MAPIC была основана в 1995 году в Каннах. Ежегодно крупные игроки розничной торговли из более чем 80 стран собираются вместе, чтобы определить лучшие возможности для развития, открыть для себя новейшие бренды и инновационные решения.

В делегацию Узбекистана вошли представители крупнейших игроков рынка ритейла, а также официальные лица и международные специалисты и консультанты, работающие над проектами в Ташкенте и других городах.

По итогам поездки специалисты поделились своим мнением о ситуации на рынке сейчас и планах на будущее.

Новые бренды

Узбекистан — новый, стремительно развивающийся рынок, предоставляющий уникальные возможности для брендов, считает управляющий директор Eurasia Group Паскаль Пуйе.

«Условия рынка становятся лучше, и со стороны многих компаний возрастает интерес. Международные бренды внимательно следят за Узбекистаном, и открытие LC Waikiki в стране поместило страну на карту мировой индустрии моды», — сказала она.

По словам Пуйе, в 2020 году в ТРЦ Riviera откроются новые «звездные бренды», такие как Armani Exchange и Trussardi. Оба бренда являются доступными в премиум сегменте, которые предлагают изысканную одежду.

FMCG-ритейл

Управляющий сети супермаркетов Makro Роман Сайфулин считает, что в соответствии с изменениями в законодательстве и налоговом регулировании, большая часть традиционной торговли с открытых рынков будет плавно перетекать в организованную торговлю.

Это позволит итоговому покупателю быть более уверенным в качестве приобретаемой продукции, уверен он.

«На сегодняшний день в крупных городах и оживленных мегаполисах тренд номер один — это переход на онлайн-торговлю и доставку. Онлайн-закуп может быть как с доставкой, так и просто самовывоз готового упакованного заказа из магазина. Второй тренд, набирающий максимальный оборот — Convenience Store — удобные магазины у дома, позволяющие людям в городах с более чем миллионным населением, где на дорогах встречается оживленный трафик, совершать свои покупки первой необходимости в шаговой доступности от дома», — перечисляет Сайфулин.

По его мнению, сегодня рынок Узбекистана настолько не насыщен современной розницей, что пути его развития пока разновекторные: от больших гипермаркетов (но тут есть проблема наполнения ассортимента) до классических супермаркетов и удобных магазинов.

«Конечно, у нас имеются большие ожидания по выходу профессиональных онлайн-операторов. Уже в 2020 году Makro выведет свою онлайн-площадку для наших покупателей», — анонсировал Сайфулин.

Взгляд со стороны

На данный момент есть все предпосылки того, что Узбекистан в течение ближайшего десятилетия пройдет трансформацию до крупного регионального игрока, считает директор по развитию «Магазина Магазинов» Максим Манкевич.

Он перечислил три фактора,которые очень хорошо отражают данную динамику:

  1. Емкость рынка. Ташкент не только крупнейший город Центральной Азии, но и самый растущий рынок потребления. В последние годы численность населения города увеличивается в среднем на 40 тыс. человек в год. Причем это наиболее интересная для торговых центров аудитория — средний возраст жителя Ташкента составляет 32.5 года.
  2. Рост уровня доходов населения. В среднем, среднедушевой доход в реальном выражении за последние пять лет рос на 9,5% в год, а среднемесячная реальная заработная плата — на 7,3%.
  3. Устойчивая положительная динамика оборота розничной торговли в стоимостном выражении. К 2020 году ожидается более чем двукратный накопленный прирост данного показателя по отношению к 2013 году. Рост объемов потребления во многом связан с изменением потребительских привычек — сокращается удельная часть расходов на категории товаров первой необходимости при одновременном увеличении доли расходов на досуг, развлечения, питание вне дома, иные услуги и приобретение статусных товаров.

Опережающими темпами по отношению к обороту розницы растет сегмент общественного питания.

Это можно связать с двумя факторами: развитием гастрономического разнообразия и постепенным изменением потребительского поведения на характерное современным развитым городам (увеличение расходов на общепит сопровождается снижением доли трат на продукты питания).

Рынок торговой недвижимости Ташкента на фоне активного экономического роста пока что остается одним из наименее насыщенных среди всех крупных городов СНГ, отмечает Манкевич.

«Например, обеспеченность жителей Москвы площадями в современных ТРЦ в 10 раз выше, чем в Ташкенте, а жителей Алматы — в 8 раз. Даже в случае реализации на территории Ташкента всех заявленных проектов в сфере торговой недвижимости, показатель обеспеченности составит 125 м²/1000 жителей, что будет все равно меньше чем, к примеру, в Бишкеке на текущий момент. Эти цифры отражают крайне низкий уровень насыщения рынка качественной торговой недвижимостью столицы Узбекистана, даже если принимать во внимание разницу в уровне жизни в различных странах и городах», — приводит в пример эксперт.

В Ташкенте сложилась уникальная ситуация, считает он. В столице много международных брендов, но мало современных торговых площадей.

Основная причина — активность узбекистанских компаний в вопросе заключения франчайзинговых договоров на открытие магазинов на территории страны под известными мировыми брендами.

Он прогнозирует, что благодаря стабильно растущей экономике Узбекистана число международных брендов, как и объем иностранных инвестиций, будет только расти.

Помимо экономического роста, этому будет способствовать ряд открытий новых качественных ТЦ, запланированных к вводу в период с 2019—2021 годах.

«Мы уверены, что с открытием новых ТЦ, в ближайшее время на Ташкент выйдут крупнейшие мировые игроки. В открытии своих магазинов в столице заинтересована группа Inditex (бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Massimo Dutti и другие). Возможно, в ближайшем будущем состоятся открытия люксовых магазинов группы LVMH», — считает Манкевич.

Он считает, что особенность рынка Узбекистана — устойчивые культурные и экономические связи со странами Ближнего Востока. То есть, с регионом, где базируется ряд крупных компаний, владельцев прав на открытие точек всех основных мировых розничных брендов.

«Каждая из подобных компаний способна вывести на рынок Ташкента 10−15 новых брендов. То, как будет выстроена работа властей с глобальными игроками рынка, в немалой степени отразится на качественном развитии розничного рынка в Узбекистане», — отмечает Манкевич.

Он также считает, что некоторую неопределенность в развитии на территории Узбекистана чувствуют бренды, развивающиеся в формате Big box (гипермаркеты DIY, FMCG-сегмента). Для них важна определенность в вопросе частной собственности на землю, которой в стране пока нет.

«Крупнейшие российские игроки активно изучают рынок Узбекистана для дальнейшей экспансии. На многих розничных рынках городов РФ уже чувствуется насыщение, поэтому выход в соседнюю страну является одним из перспективных вариантов для роста бизнеса. Мы думаем, что уже в ближайшее время в составе торговых центров Ташкента стоит ожидать открытия магазинов сети „Спортмастер“, „Детский мир“ и других признанных лидеров в своем профиле», — подытожил представитель «Магазина Магазинов».