В Узбекистане введут новый механизм регулирования цен на лекарства, сообщили в пресс-службе Антимонопольного комитета (АМК).
Специалисты АМК провели анализ формирования и регулирования цен на рынке. Для этого проводили встречи с гражданами и опросы, изучали обращения. За 10 месяцев в комитет поступило 248 жалоб по вопросам продажи лекарств. В 133 случаях люди жаловались на высокие цены и то, что в разных аптеках цена одна и то же лекарство может сильно различаться.
Оптовые и розничные продажи препаратов, включая импортируемые, независимо от количества торговых дистрибьютеров не должны превышать 15% от оптовой стоимости для оптовиков и 20% от оптовой стоимости для розничной торговли.
Для использования надбавок в качестве базовой цены используется закупочная цена, которая включает цену контракта на импортные лекарства и медикаменты, таможенные платежи другие расходы.
По итогам анализа рынка выяснилось, что контракты с поставщиками заключались с условием предоставления определенных скидок. В отдельных случаях скидки варьировались от 60% до 80%, что создавало условия для установления искусственно высоких закупочных цен.
Расхождения на внутреннем рынке также связаны с большими скидками, которые иностранные поставщики предоставляют отдельным местным импортерами по обоюдному соглашению.
Если местный импортер заключил «эксклюзивный» контракт с иностранным поставщиком и при этом существует высокий спрос на его продукцию (в том числе за счет известных брендов), то скидки могут быть не такими высокими.
Разница в цене некоторых видов лекарств по сравнению с соседними странами (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) варьируется от 10 до 100%.
К примеру, Магний В6 продается в Ташкенте по цене 55 000 — 60 000 сумов. Средняя цена в Нурсултане и Бишкеке, в пересчете на нашу валюту, не превышает 40 000 сумов, в Душанбе — 30 000 сумов, а в Москве — 36 000 сумов.
Изучая причины относительно низких цен в других странах было установлено, что в более чем в 30 странах, включая СНГ применяется методы внешнего референтного ценообразования (формирование цен на основе сравнения цен на лекарства в странах с аналогичным социально-экономическим развитием или географическим расположением).
Например, в некоторых странах (Австрия, Болгария, Италия) в качестве внешних референтных цен принимаются средние цены, а в других странах (Венгрия, Польша, Испания) используется метод наименьшей стоимости.
Кроме того, в отдельных государствах (Бельгия, Чехия, Беларусь) внешние референтные цены применяются ко всем видам лекарств, в других (Нидерланды, Россия, Казахстан) референтные цены на определенные виды лекарственных средств.
В связи с этим, в Узбекистане планируется ввести новый, апробированный зарубежным опытом механизм формирования цен на основные виды лекарственных препаратов, а именно формирование внешних референтных цен.
Что изменится:
- введут единую электронную базу данных лекарств в избранных (соседних) странах;
- рекомендуемые закупочные цены на лекарства будут сравниваться с ценами в соседних странах;
- введут требование, чтобы цены на препараты в аптеках не превышали внешние референтные цены;
- импортеры и местные производители смогут ознакомиться с утвержденными референтными ценами на сайте Министерства здравоохранения и производить в соответствии с ним расчеты на свою продукцию.
Ожидается, что в результате внедрения нового механизма будет обеспечено:
- снижение стоимости препаратов с разницей в ценах до минимума;
- предотвращение манипуляции цен со стороны импортеров;
- экономия бюджетных средств при государственных закупок лекарственных средств.
Сейчас Антимонопольный комитет совместно с Агентством по развитию фармацевтической промышленности готовит проект нормативно-правового акта о введении механизма внешнего референтного ценообразования на импорт и продажу лекарств в республике.