Как ранее писал Spot, внедрение системы маркировки товаров отложили на один год, а основным органом, который несет ответственность, вместо Национального агенства проектного управления стал Государственный налоговый комитет.
Кабинет Министров 23 ноября принял постановление «О мерах по поэтапному введению процедуры маркировки продукции средствами идентификации и дальнейшего отслеживания». Spot разбирал этот документ, когда он еще был на стадии проекта.
В постановлении говорится, что Государственный налоговый комитет и российская компания «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) заключили меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.
Этот меморандум предусматривает консолидацию усилий и содействие в проведении проектов по внедрению цифровой маркировки и прослеживаемости отдельных видов товаров в Узбекистане.
Пилотный проект по поэтапному внедрению порядка маркировки товаров для местных производителей и импортеров запускается в декабре 2019 года и охватит только два вида товара — сигареты и алкоголь.
В качестве оператора пилотного проекта будет компания CRPT TURON, чьим учредителем является «Центр развития перспективных технологий».
Под оператором понимается то, что CRPT TURON на правах разработчика и администратора разработает, внедрит и будет сопровождать информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров, а также займется установкой и настройкой всех ее компонентов, может выполнять в том числе функцию оператора фискальных данных.
До 1 июля 2020 года поручено предоставить предложения по дальнейшему совершенствованию системы маркировки товаров, включая расширение перечня товаров на лекарства и медицинские изделия.
Что это за компания
В апреле Spot писал, что Центр развития перспективных технологий получил статус официального оператора государственной системы маркировки товаров в Российской Федерации.
50% ЦРПТ, созданного в 2017 году, принадлежит холдингу Алишера Усманова USM Holdings, 25% — государственной корпорации «Ростех», 25% — управляющему партнеру Almaz Capital Александру Галицкому.
Ранее ЦРПТ выступал как оператор пилотных проектов маркировки в различных отраслях, с 1 июня 2019 года должен стать оператором системы маркировки меха.
В 2019 году правительство Российской Федерации планирует ввести обязательную маркировку духов и туалетной воды, шин и покрышек, постельного белья, фотокамер и некоторых видов одежды. К 2024 году планируют распространить маркировку на все категории товаров.
Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов говорил в августе, что компания уже наработала достаточный опыт по внедрению маркировки в России (работает с 13 категориями — от лекарств до текстиля), ведет совместную работу с операторами маркировки в Казахстане и Белоруссии и «готова масштабировать проект и делиться опытом реализации в Узбекистане».
Пилотный проект в Узбекистане, как и при внедрении в России, будет бесплатным.
Зачем нужна маркировка и почему начинают с сигарет и алкоголя
О рисках употребления поддельной продукции и плюсах введения маркировки для потребителей и государства рассказывал информационно-аналитический мультимедийный центр при Генпрокуратуре Узбекистана.
Согласно приведенным данным, поддельные сигареты содержат в шесть раз больше свинца, на 160% больше смол и на 133% — окиси углерода.
В целом же, в Узбекистане в 2017 году выявлено 764 факта контрабандного импорта товаров на 125,4 млрд сумов, а за семь месяцев 2018 года — 407 фактов на 80,4 млрд сумов.
По словам Реваза Юсупова, руководство Узбекистана заинтересовано в борьбе с нелегальной продукцией.
«Наши компетенции и возможности системы позволят эту ситуацию изменить. Система уже доказала свою эффективность в качестве инструмента для защиты потребителей и повышения прозрачности рынков», — пояснил Юсупов.
В апреле стало известно, что весь табачный рынок страны оценивается в чуть более 10 млрд курительных единиц или около $500 млн в год.
На алкогольном рынке ситуация с контрафактом стоит острее, считает глава российского Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
«В каждой стране, входившей в состав СССР, очень большие рынки нелегальной алкогольной продукции. В Узбекистане доля контрафакта может доходить до половины объема рынка», — говорит эксперт.
Ожидается, что Узбекистан потому и перенимает российский опыт внедрения маркировки, что тот позволил в короткий срок вывести из официальной розничной торговли нелегальную продукцию.