Прогнозы привлекательности розничного бизнеса Узбекистана для инвестиций получили очередное подтверждение, считает Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), руководящий региональным проектом ФАО и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по повышению эффективности плодоовощной торговли Узбекистана, Таджикистана, Грузии и Молдовы.
Так эксперт прокомментировал новость о том, что korzinka.uz привлекает $40 млн инвестиций от ЕБРР. Деньги пойдут на поддержку программы расширения сети с текущих 50 до 140 супермаркетов к 2025 году.
В конце октября стало известно, что в Ташкенте будет открыта сеть супер- и гипермаркетов международного бренда Carrefour. Соглашение об этом подписали дубайская Majid Al Futtaim и Akfa Group.
На первом этапе планируется открыть семь магазинов, в том числе три супермаркета и один гипермаркет в 2020 году и два супермаркета и один гипермаркет в 2021 году. Они разместятся в объектах, принадлежащих Akfa Group, на общей площади 17,4 тысячи кв. м.
«Узбекистан имеет около 33 млн потенциальных потребителей, хорошую демографию, экономика растёт и происходит дальнейшая её либерализация, а также, что очень немаловажно, ускоряются темпы урбанизации. При этом на рынке практически нет конкуренции. То есть, сейчас самое время инвестировать в проекты развития розничных сетей. Поэтому, вполне возможно, что и другие крупные международные операторы розничного рынка, а также инвестиционные компании и фонды в ближайшие месяцы заявят о новых проектах в этой стране», — прогнозирует Андрей Ярмак.
В середине ноября управляющий сети супермаркетов Makro Роман Сайфулин высказал мнение, что в соответствии с изменениями в законодательстве и налоговом регулировании, большая часть традиционной торговли с открытых рынков будет плавно перетекать в организованную торговлю. Это позволит итоговому покупателю быть более уверенным в качестве приобретаемой продукции, уверен он.
«На сегодняшний день в крупных городах и оживленных мегаполисах тренд номер один — это переход на онлайн-торговлю и доставку. Онлайн-закуп может быть как с доставкой, так и просто самовывоз готового упакованного заказа из магазина. Второй тренд, набирающий максимальный оборот — Convenience Store — удобные магазины у дома, позволяющие людям в городах с более чем миллионным населением, где на дорогах встречается оживленный трафик, совершать свои покупки первой необходимости в шаговой доступности от дома», — перечисляет Сайфулин.
По его мнению, сегодня рынок Узбекистана настолько не насыщен современной розницей, что пути его развития пока разновекторные: от больших гипермаркетов (но тут есть проблема наполнения ассортимента) до классических супермаркетов и удобных магазинов.
«Конечно, у нас имеются большие ожидания по выходу профессиональных онлайн-операторов. Уже в 2020 году Makro выведет свою онлайн-площадку для наших покупателей», — анонсировал Сайфулин.
Андрей Ярмак считает, что инвестиции принесут пользу плодоовощной отрасли страны в целом и даже помогут улучшить перспективы экспорта свежих овощей, фруктов, ягод и орехов.
«Выход международных сетей супермаркетов на рынок Узбекистана поможет улучшить позиции этой страны на мировом рынке овощей, фруктов и ягод, ведь международные сети приносят с собой и международные стандарты качества продукции. Это позволит ускорить модернизацию технологий по всей технологической цепочке, что позитивно повлияет на возможности экспорта свежей плодоовощной продукции, как это уже было в Польше, Украине и других странах Восточной Европы», — отмечает эксперт.