Узбекистан полюбил голубику и потребляет её круглый год, заявили аналитики East Fruit.
Летом стало известно, что выращивание голубики в Узбекистане может стать привлекательным и прибыльным бизнесом. В стране низкие затраты на рабочую силу, что делает местную голубику потенциально конкурентоспособной.
Однако интерес к этой ягоде в стране не снизился даже с окончанием сезона уборки в Европе — ведь голубика в Узбекистане уже стала неким символом богатства и благополучия для успешных людей, считают аналитики. Этим же объясняется, почему спрос на неё теперь не падает даже в зимнее время.
«В настоящее время розничная цена на голубику в Узбекистане достигает $51. Продаётся она под всемирно известным ягодным брендом Driscoll’s и поставляется в Узбекистан из США, скорее всего, транзитом через Нидерланды», — отмечает международный консультант инвестиционного департамента продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Бахтиёр Абдувохидов.
Ассортимент ягод в магазинах Узбекистана не ограничивается голубикой и ежевикой — есть в продаже также красная смородина и «корейская клубника» (земляника садовая). Розничные цены на красную смородину составляют $58,6 за кг, но объёмы её продаж невысоки.
Экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак сообщил, что сейчас имеется резкий рост интереса предпринимателей Центральной Азии к выращиванию ягод, и, в особенности, голубики. Причём это тенденция последних месяцев — все активно интересуются технологиями, сортами и саженцами.
«Учитывая климатические условия Узбекистана и Таджикистана, выращивание голубики в этих странах для экспорта в Россию и Китай может стать очень прибыльным бизнесом. Гораздо более прибыльным, чем выращивание черешни, абрикоса или столового винограда, не говоря уже о яблоках. Со временем эта ягода может стать входным билетом для фруктов из Узбекистана даже на рынки Юго-Восточной Азии, где цены на неё очень высоки. Однако следует понимать, что это очень отдалённая перспектива, и вырастить голубику непросто, но ещё сложнее её довести до состояния интересного для покупателя товара: охладить, отсортировать, упаковать и доставить потребителю. Инвестиции в доработку и маркетинг обязательно должны быть учтены в бизнес-плане, а не только инвестиции и затраты на выращивание», отмечает эксперт.
Андрей Ярмак отмечает, что выращивание голубики и других ягодных культур в Узбекистане и других странах региона позволит создать множество дополнительных возможностей для прибыльного бизнеса, таких, например, как заморозка и сушка ягод. Кроме того, это расширит сырьевые возможности для производителей соков и других продуктов питания и позволит увеличить предложение и ассортимент ягод, а также снизить цены на них для жителей всего региона.