В 2017—2019 годы в Узбекистан вышло более 30 иностранных брендов. Об этом свидетельствует статистика Spot. Открытие конвертации, либерализация всех сфер жизни, курс на интеграцию с мировым сообществом и многое другое открыли широкие возможности как перед иностранными компаниями, так и местными предпринимателями.

Вернувшиеся

Несколько брендов вернулись в страну. Среди них, к примеру, такие компании как inDriver и KPMG. Первая сначала вышла в 2016 году, но выяснилось, что рынок еще не готов. Второй заход случился в марте 2018 года.

KPMG открыла офис в Узбекистане в апреле 2018 года спустя почти 10 лет. В компании отметили, что наблюдали за происходящими в стране событиями, а в четвертом квартале 2016 года стали вырисовываться контуры грядущих изменений, после чего было принято решение вернуться в страну.

Отчасти к ним можно добавить и WebMoney. Сервис объявил о выходе на рынок Узбекистана в июле 2019 года, но еще в 2005 году была узбекистанская WM-валюта, а в 2009 году был зарегистрирован Центр регистрации ключей ЭЦП WebMoney Uzbekistan. Однако проблемы с конвертацией, которые остро стояли в те годы, не дали развиться ситуации.

Компания Cbonds осенью 2018 года спустя 11 лет снова провела в стране международную конференцию на тему рынка капитала. Cbonds уже проводила конференции в Узбекистане в 2006 и 2007 годах. В компании посчитали, что сейчас пришло время заново открыть рынок капитала страны.

Франшизы кофеен и общественного питания

Мировые бренды выходят в Узбекистан и посредством франшизы. Так осенью 2018 года в Ташкенте открылся первый ресторан KFC. Сейчас компания намерена выйти в регионы и открыть еще не менее 25 заведений.

Пришла в страну и крупнейшая российская сеть кофеен «Шоколадница». О приходе бренда стало известно еще в конце 2017 года, но первое заведение в Ташкенте открылось лишь летом 2018 года. Ожидается открытие еще нескольких точек.

В том же году в столице открылся первый ресторан одной из крупнейших в мире франшиз быстрого питания Wendy’s. Еще раньше в страну пришел мировой лидер по разнообразию премиальных сортов мороженого Baskin Robbins.

Осенью 2019 года в столица открылся первый Black Star Burger. GŌSHT Group подписала контракт еще в 2018 году, но официальное открытие состоялось осенью 2019 году. Это не первая франшиза для GŌSHT Group: в феврале был открыт первый в Ташкенте барбершоп «Топор» от другого представителя лейбла Black Star MC Doni.

Финансы

2019 год выдался богатым на выход финансовых и финтех-сервисов. Летом дочерняя компания Народного банка Казахстана Tenge Bank стала первым полностью иностранным банком на рынке Узбекистана. Это также первый иностранный банк, который вышел в страну с начала валютной либерализации.

В апреле грузинский TBC Bank купил контрольный пакет Payme за $5,5 млн, что стало одной из крупнейших сделок за последние много лет.

За два месяца до этого в страну пришла международная автолизинговая компания Mogo Finance, которая начала предоставлять здесь услуги стандартного и обратного финансового лизинга/аренды.

Внимательно следят за Узбекистаном и в Таджикистане. В начале октября «Алиф Капитал» учредила здесь компанию, а еще ранее запустила онлайн-магазин с продажей товаров в рассрочку.

В ноябре Paysend, один из крупнейших мировых финтех-игроков, запустил международные денежные переводы на карты Uzcard. Так появилась возможность легально переводить деньги в Узбекистан с карт Visa, Mastercard, МИР и с обычных банковских счетов.

Еще ранее «Яндекс. Деньги» запустили пополнение кошельков сумами через Hamkorbank. Деньги списываются с карты в сумах и сразу зачисляются на электронный кошелек в рублях. Команда сервиса строит большие планы на Узбекистан.

В апреле 2018 года Freedom Finance, один из крупнейших игроков фондового рынка СНГ, сообщил об открытии офиса в Ташкенте. В компании считают, что их философия ведения бизнеса, опыт и множество инвестиционных услуг, которые предоставляют инвесторам доступ к местным рынкам ценных бумаг, рынкам СНГ и США, будут востребованы в этом оживленном, но недостаточно обслуживаемом регионе.

Онлайн и контент-сервисы

Ими можно было пользоваться и раньше, но в последние годы они начали заручаться партнерством с местными компаниями и запускать оплату сумами.

Одними из первых были российские tvzavr.ru и Zvooq. В 2017 году Ucell заключил партнерство с двумя российскими контентными сервисами, первый из которых позиционируется как первый легальный онлайн-кинотеатр в Узбекистане, а второй в качестве первого легального музыкального сервиса по подписке.

Позднее в Узбекистан пришли ivi и «Амедиатека», которые тоже позволили легально получать контент по доступным ценам и с оплатой в национальной валюте. Партнерство с местными мобильными операторами позволило смотреть сериалы и фильмы без учета трафика.

Avtoelon.uz (Kolesa Group)

Казахстанская компания еще в 2018 году анонсировала запуск в Узбекистане площадки для размещения объявлений о реализации авто, спецтехники и запчастей на русском и узбекском языках, которая позволяет связать продавца и покупателя в режиме онлайн — avtoelon.uz.

2GIS

Международная IT-компания, разработчик приложения, которое включает в себя бизнес-справочник организаций города и 3D-карту, пришла в Узбекистан в августе 2019 года. Узбекистан стал десятой страной, где представлен сервис.

«Яндекс»

Первым крупным сервисом в стране стало «Такси», который начал работу в Узбекистане весной 2018 года. С тех пор компания запустила в стране около 30 сервисов, среди которых «Транспорт», «Метро», «Клавиатура», вышеупомянутые «Деньги», «Музыка», «Карты», «Навигатор» и многое другое. На подходе еще несколько, среди которых можно выделить «Панорамы», которые позволят совершать виртуальные прогулки по городам Узбекистана.

Другие бренды

Toyota

В начале декабря официальный шоурум и сервис Toyota открылся в Ташкенте. Официальный дилер компании в Ташкенте предлагает легендарные Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado с поставкой из Японии, качественный сервис, а также техническое обслуживание со складом запчастей.

Ritz-Carlton и Hilton

Уже анонсировано открытие обеих на территории Tashkent City. Ritz-Carlton возьмет на себя управление отелем и предоставление сервиса, который расположится в 200-метровом сооружении (самое высокое здание во всей Центральной Азии). Что касается Hilton, то она откроется уже в феврале 2020 года.

Kinstellar

Весной 2018 года офис в Узбекистане стал для международной инвестиционной компании десятым по счету.

LC Waikiki

Турецкая марка одежды для всей семьи открыла первый магазин конце 2018 года. Георгий Турдзеладзе, ритейл-директор Eurasia Group, которая завела бренд в страну, тогда отмечал, что Узбекистан, долгое время бывший закрытой страной, начинает набирать обороты, вызывая обоснованный интерес у международных игроков, которые, в свою очередь, рассматривают разные варианты сотрудничества (прямые инвестиции или же франчайзинг/оптовые продажи).

FLO

Первый магазин одного из крупнейших производителей обуви в Турции открылся в Ташкенте в сентябре 2018 года.

RC Cola

Американский бренд, появившийся в 1905 году и выпускающий свою продукцию в более чем 50 странах мира, в сотрудничестве с компанией Family Group запустил проект по производству безалкогольных напитков в Узбекистане в августе 2017 года.

Мороженое компании «Шин-Лайн»

Тестовые поставки были еще в 2018 году. Сейчас же казахстанское мороженое отлично продается в Узбекистане, хотя из-за высоких импортных таможенных пошлин обходится узбекистанцам очень дорого. Первыми в Узбекистан отправились марки «Бахрома», «Тролли» и «Бомба».

Hyundai Auto Kazakhstan/Astana Motors

Компания начала продавать Hyundai в Узбекистане в январе. К Узбекистану в компании «присматривались»несколько лет в ожидании, что страна откроет границы для экспорта. Выход в страну с большой экономикой, с большим населением и представлять тут самый крупный южнокорейский бренд в компании назвали «большим вызовом».

Marlboro (Philip Morris International)

В начале декабря Tashkent Tobacco проведет торжественную церемонию запуска лицензионного производства марок сигарет Marlboro, Parliament и L&M в Узбекистане.

Кого можно ждать в 2020 году

  • Fix Price. Российская сеть магазинов в формате «магазин фиксированных цен» уже начала набор сотрудников в Узбекистане.
  • Carrefour. На первом этапе планируется открыть семь магазинов, в том числе три супермаркета и один гипермаркет в 2020 году и два супермаркета и один гипермаркет в 2021 году.
  • Новые продукты TBC Bank. Грузинский банк уже присутствует здесь после того, как купил 51% акций Payme, но у компании большие планы на Узбекистан — банк уже обратился за получением банковской лицензии в стране и планирует развивать здесь свой neo-bank Space.
  • Armani Exchange и Trussardi. Оба они появятся в в 2020 году в ТРЦ Riviera.