Ранее Spot писал, что Министерство экономики и промышленности вынесло на обсуждение проект постановления президента, который вводит понятие среднего бизнеса. В проекте предлагается сделать это с 1 апреля 2020 года.
Компании с годовым оборотом от 1 до 3 млрд сумов планируется признавать средним бизнесом и освободить от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Это предложение столкнулось с критикой.
На странице обсуждения проекта пользователи отмечают, что освобождение среднего бизнеса от уплаты НДС приведет лишь к тому, что будет нарушена цепь. На фоне отмены льгот в НДС, которые ложились грузом на других предпринимателей, это предложение выглядит особенно странно, отмечают в комментариях.
Раскритиковал предложение и экономист Юлий Юсупов, который отметил, что если в цепочке уплаты НДС появляются неплательщики, то налоговая нагрузка ложится на следующие звенья.
«То есть НДС никуда не денется, его все равно заплатят в полном объеме, только другие предприниматели. А еще из-за разрыва в цепочке уплаты возникнут ситуации, когда ранее уплаченный НДС нельзя будет взять в зачет. То есть общая налоговая нагрузка возрастет еще больше. Поэтому при уплате НДС не должно быть никаких льгот и исключений», — отметил экономист.
Высказался на эту тему и заместитель министра финансов Дильшод Султанов. В комментарии порталу buxgalter.uz он напомнил, что по замыслу разработчиков налогового кодекса НДС не должен стать нагрузкой для бизнеса.
По его словам, чтобы обеспечить цепочку НДС, его должны платить все участники, так как ее разрыв ложится бременем на последующее звено. И для предприятий этого звена НДС превращается в «налог с оборота».
«Неплательщики лишены права на зачет „входящего“ НДС и вынуждены включать его в себестоимость. Поэтому предоставление среднему бизнесу возможности не уплачивать НДС не выгодно самим предпринимателям», — разъяснил Султанов.
Так как плательщики налога не хотят покупать продукцию у льготников, только в январе 2019 года около тысячи организаций с оборотом менее 1 млрд сумов выбрали уплату НДС на добровольной основе, напомнил представитель Минфина.
«Если в цепочке находятся только плательщики ЕНП, для них налоговая нагрузка возрастает каскадно. При каждой последующей реализации надо уплачивать налог с выручки. Это приводит к увеличению стоимости на каждом этапе движения товара от производителя к покупателю. При этом они приобретают коммунальные услуги с НДС, но, поскольку зачесть налог не могут, вынуждены относить его на себестоимость», — подытожил Султанов.
Ранее Spot писал, как изменится НДС с новой редакцией Налогового кодекса.