Spot подводит итоги в интервью с экспертами и предпринимателями: о том, чем запомнился 2019 год в сфере ритейла, рассказывает управляющий сети супермаркетов Makro Роман Сайфулин.

НДС и «лихорадка» на рынке

2019 год был очень значимым и непростым для всей розницы в Узбекистане — в первую очередь, это связано с введением НДС.

В начале года весь ритейл лихорадило, большая часть игроков оказалась не готова к новой системе налогообложения — мы все помним пустые полки супермаркетов в январе.

Естественно, игроки крупной организованной розницы, в том числе и мы, первыми почувствовали сложности. Главными из них были проблемы с поставщиками — кадровая подготовка многих из них оказалась недостаточной, бухгалтеры просто не знали, как считать по новым ставкам, и в итоге некоторые поставщики начали просто добавлять 20% к старой стоимости товара.

Это создавало сложности прежде всего для нас самих, поэтому мы помогли нашим поставщикам. В течение двух месяцев учили их персонал правильно рассчитывать НДС на организованных нами тренингах, в итоге буквально за несколько месяцев проблему в целом удалось решить.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

После отмены в октябре льгот по НДС для ряда сельскохозяйственной продукции, мы ощутили еще большую конкуренцию со стороны базаров и стихийных рынков.

Борьба за покупателя между организованной и стихийной розницей всегда существовала, но сейчас она обострилась, нам приходится прогибаться под новые условия, в том числе и снижая цены на товары категории фреш, ультрафреш, на некоторые из которых, как раз и были отменены льготы.

Поэтому вопрос конкуренции между сетями супермаркетов — не главный. Да, мы делим рынок, но наша доля на нем такая маленькая, что в первую очередь приходится конкурировать с базаром.

Чтобы делать это успешно, необходимо развивать свои продукты, что мы и делали в 2019 году.

В марте мы запустили собственную торговую марку (private label) — пока это только 140 наименований продуктов, но это уже хорошее начало. Такая практика присутствует во всем мире, но не каждая сеть может позволить себе это, так как для запуска нужно иметь достаточное количество точек продаж.

Также мы закончили ребрендинг — он начался еще в 2017 году, когда мы стали открывать новые магазины только в двух определенных форматах, 700 и 1200 кв.м.

Что касается цветовой гаммы, мы выбирали между салатовым и оранжевым цветом, но проведя исследования в фокус-группах, мы все-таки остановились на салатовом и сером, которые символизируют свежесть и минимализм, функциональность.

Еще одно нововведение — это оцифровка программы лояльности, создание приложения и персонализация покупателей. По скачиванию приложений мы перешли горизонт в 100 тыс. скачиваний, и в последние 9 месяцев внедряем систему скоринга с одним из банков, что в дальнейшем позволит людям брать кредит прямо на кассе супермаркета.

Кроме того, в этом году мы построили большой распределительный центр, который позволил консолидировать всю логистику сети. Конечный потребитель таких изменений не видит, но для нас это означает снижение издержек.

В 2019 году мы не увидели увеличения трафика в супермаркетах по сравнению с прошлым годом. Общее количество наших клиентов выросло, но это связано с тем, что мы расширяем географию и открываем новые точки, в том числе в регионах.

В некоторых локациях трафик упал из-за проблем с инфраструктурой, например, в наших магазинах в ТРЦ Mega Planet и Compass, где строительство линий метрополитена затрудняет подъезд на машине.

В 2019 открылся первый круглосуточный Makro на территории Экопарка. Работа магазина ночью с полным штатом персонала совершенно убыточна, поэтому мы решили попробовать концепт pre-packed, когда все продукты уже упакованы, а ассортимент подобран специальным образом.

Благодаря этому ночью магазин может обходиться всего тремя сотрудниками — кассиром, охранником и консультантом, который может помочь клиенту. Это совершенно другой формат, отличающийся от того, когда за каждым прилавком стоит отдельный сотрудник, и нам было интересно его попробовать.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В ТРЦ стали больше покупать, в супермаркетах — анализировать

Узбекский потребитель довольно избалованный. Например, несмотря на то, что в России и Казахстане маржинальность выше, там уже почти везде отказались от консультантов на торговых площадях, операторов на весах и зачастую от кассиров, перейдя на кассы самообслуживания. У нас это, к сожалению, работать пока не будет.

Замороженное мясо у нас не покупают, а к охлажденному сначала тщательно присматриваются, поэтому мы ввели собственную систему газации мяса, позволяющей ему оставаться свежим в течение 10 дней без заморозки.

Вообще осторожность потребителя особенно сильно проявилась в 2019 году, и это касается не только продуктового сегмента. Люди стали больше анализировать цены, выбирать, сравнивать.

Мы это можем отслеживать по нашему приложению, где есть функция сравнения цен — люди стали использовать его и в других розничных сетях, чтобы понять, где дешевле. Я думаю, эта осторожность связана с введением НДС — покупатель сравнивает нас с открытыми рынками, где ценообразование строится совершенно по другой схеме.

Что касается ТРЦ, то походы в торговый центр стали для ташкентцев более обыденным делом. Наш трафик-анализ показывает, что сейчас процент покупок на то же количество посетителей, что и раньше, вырос.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В наших ТРЦ мы продолжаем выделять больше площадей под интертеймент, развиваем изначально выбранную схему работы. В Узбекистане высокий уровень рождаемости, семья обычно состоит из 4−7 человек, в каждой есть дети, и для семейного отдыха актуально создавать все новые площадки.

Во многих странах мира к этому приходят только сейчас и начинают реорганизацию ТРЦ, у нас же с самого начала был построен правильный микс-шоппинг и 50% площади было выделено именно под развлечения.

Люди становятся и будут становиться все более занятыми, они больше не хотят тратить свое время на то, чтобы сделать базар на «Урикзоре» и сэкономив несколько тысяч сумов на разнице в цене.

К тому же, базар никогда не был до конца «прозрачным», а организованная современная розница дает покупателю право выбора товаров и прозрачную ценовую политику.

Поэтому в этом году стал еще больше развиваться формат магазинов у дома, где продается 500−600 наименований продукции. Им не нужна парковка, не нужно много консультантов.

Один из появившихся у нас в этом году конкурентов, открывший около 30 магазинов в 2019 году, работает как раз по схеме магазина у дома, у них определенный ассортимент товаров, лабиринтная система проходов. Наши с ними форматы во многом отличаются.

В конце декабря открывается первый этаж ТРЦ Riviera, это будет торговый центр среднего класса плюс. Если сейчас в ТРЦ Samarqand Darvoza самым дорогим магазином является Cacharel, то в Riviera это будет рядовая точка.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

2020 — год новых вызовов ритейлу

Говоря о выходе новых брендов одежды на рынок, можно сказать, что здесь все выглядит очень позитивно. Группа компаний Inditex не зайдет к нам раньше 2021 года, но есть другие интересные игроки. Например, на наш рынок стала смотреть Россия с такими игроками-гигантами, как «Детский мир» и «Спортмастер».

Раньше они об этом не думали — у них, во-первых, большая география продаж внутри собственной страны, во-вторых, они привыкли работать в комфортных для себя условиях в рамках Евразийского экономического союза.

Для выхода новых брендов на рынок, помимо непонятной системы налогообложения, сейчас все еще есть и другие сложности. Узбекистан логистически расположен очень далеко — сюда трудно везти не только товар, но и специалистов, управленцев, которые будут работать над развитием бизнеса. Мало прямых рейсов из других стран.

Поэтому многие иностранные компании ищут здесь партнеров, чтобы можно было вести бизнес удаленно. Другие ждут, когда у нас будет внедрена практика покупки земельной собственности — у них такая бизнес-модель, что аренду они не рассматривают.

Следующий год будет годом новых вызовов. С первого января производится корректировка некоторых таможенных ставок и акцизов.

Ритейлерам придется адаптировать свой ассортимент под новые условия, так как некоторые позиции станут дороже и не будут конкурентоспособными. С новыми таможенными ставками придется либо корректировать маржу, либо выводить некоторые позиции из ассортимента.

Для нас челлендж на 2020 год — это онлайн-торговля. Многие бренды открывают свои онлайн-площадки, и мы тоже не отстаем, уже договорились с международным игроком, который в марте начнет функционировать на базе сети Makro.

Уровень доверия потребителя к онлайн-торговле, к сожалению, пока все еще достаточно низкий, мы все еще сомневаемся, когда доставят наш товар и как он будет выглядеть.

Еще на развитие сегмента очень влияет появление на рынке международных поставщиков навигационных систем: раньше компании сами создавали свои карты, не было данных по инфраструктуре, подъездам, дорогам. С появлением 2GIS и «Яндекс.Карт» логистика стала проще.

Для узбекского ритейла в 2020 году создаются условия, в которых он имеет все шансы сделать десять шагов вперед. Например, осенью президент подписал постановление о внедрении онлайн-отчетности по фискальным чекам.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

С 1 января изменения вступят в силу для аптек, АЗС и точек торговли алкогольной и табачной продукцией, а с 1 августа это коснется уже и крупного ритейла с определенным оборотом. Мы попадаем в эту категорию.

Конечно, будут некоторые сложности, например, с оборудованием для печати чеков, зато во всей системе розничных продаж будут стандартизированы все процессы, налажено достоверное заполнение налоговой отчетности.

Здесь важно, чтобы ГНК и другие надзорные органы внедряли эту систему на всех уровнях — от крупных игроков до индивидуального предпринимателя на базаре, который взял в аренду погонный метр прилавка и торгует домашними яйцами.

Это наведет порядок, а это то, чего сейчас не хватает. Понятно, что начнут с нас, но закончить должны такой вот мелкой розницей, и не должно быть так, что мы платим налоги в полной мере, а на базаре останутся «лазейки» для ухода от них.

Вообще проблема уплаты налогов — это вопрос гражданской позиции, а ее можно сформировать, и это сейчас активно происходит.

Еще 10 лет назад у нас на улицах много мусорили, но как только начали устанавливать правила, штрафы — люди стали меньше сорить. С налогами — то же самое, и я надеюсь, что ситуация будет развиваться в лучшую сторону.