Spot продолжает подводить итоги года с предпринимателями и экспертами. Основатель группы компаний Smart Group (рестораны «Винарыба», «Манас», Steam bar, Green) Санжар Максудов рассказал Spot, как повлиял приход франшиз на узбекский рынок, что изменится в ресторанной среде в ближайшее время.

Достижения года: систематизация и «умный» софт

Этот год запомнился, прежде всего, систематизацией.

Мы, например, наконец-то начали наводить порядок в наших компаниях — наверное, это первый шаг к взрослому бизнесу. До этого жили в режиме стартапа, а сейчас полностью перестроили внутреннюю бизнес-модель.

Мы разработали систему «умного» ресторана, где каждый работник заинтересован в конечном результате, и никого не надо заставлять что-то делать. Сейчас заняты тем, как сделать внедрение софта быстрым, легким и безболезненным.

У нас рестораны работают без менеджеров, каждый сам себе предприниматель. И все это «зашито» в IT-платформу. Вопрос вовлеченности персонала — глобальная проблема менеджмента, которую никто толком не может решить. Мы как раз над этим работаем.

Следующий год для нас будет прорывным. Продукт будет готов и мы с ним поедем по миру. У нас уже сейчас больше 300 предзаказов с России и других стран СНГ, но мы их сами пока тормозим, потому что софт еще не готов.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Рынок стал жестче

Если говорить про рынок, в соседних странах считают, что Узбекистан открылся, и скоро здесь будет новый Сингапур.

Сюда заходят крупные игроки, появились франшизы. Они вынуждены подстраиваться под наши цены и привозить все из-за рубежа и я уверен, тот же самый KFC почти ничего не зарабатывает.

Мы, в свою очередь, получаем доступ к стандартам. В этих компаниях работает персонал, который потом оттуда приносит опыт в другие предприятия.

В свое время, когда в России появлялись крупные игроки, одной из первых, кто с ними начал работать, была компания «Ростикс», которая заключила с KFC партнерство. Благодаря этому там появилось много крутых успешных рестораторов — они прошли ту школу, добавили что-то свое и потом ушли вперед. Поэтому думаю, франшизы и для нас станут хорошей базой для обучения.

Сам рынок стал жестче. Потребитель стал требовательнее. Если вы не делаете действительно классный продукт, то вы банкрот. Это раньше можно было открыть любой коммерческий магазин, и нормально с этого зарабатывать. Из-за того, что у нас была закрытая экономика, было много таких проявлений дикого рынка. Теперь экономика открылась, в Узбекистан пришли большие компании, и рынок не прощает непрофессионализм.

С одной стороны, у нас намного упростилось ведение бизнеса. Стало меньше регулирующих, контролирующих, надзирающих органов, атмосфера смягчилась. С другой стороны, выросла конкуренция, приходит время профессионалов.

На всю Москву наберется штук десять крутых рестораторов и 80% всех топовых ресторанов принадлежат им. В Узбекистане же сетка из 15 ресторанов считается «Вау!». В России и 100 ресторанов мало. У меня есть товарищ, владеющий более 300 ресторанами суши по России. Эта тенденция скоро дойдет и до Узбекистана.

Уже сейчас стало невыгодно открывать что-то свое. Пока ты поймешь принцип работы, на все грабли понаступаешь, все шишки соберешь, кончатся либо деньги, либо терпение — все это дорого и сложно.

Вообще ресторанный бизнес, если не самый сложный, то точно один из таких — 80% ресторанов не доживает до своего трехлетия. Это, конечно, данные по России, но у нас, думаю, еще хуже.

Недавно, кстати, мы смотрели забавную статистику. Оказывается, больше всего запросов в интернете — «Как раскрутить ресторан». Оказывается, сначала бизнесмен открывает абы что, а потом уже думает, как это заведение поднять и оживить.

Часто просят раскрутить проекты, которые не получились. Где вы были, когда вкладывали сотни тысяч долларов? Я бы сразу подсказал, что нужно делать, а чего не стоит.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Я бы советовал начинающим предпринимателям не экспериментировать на свои деньги. Лучше пусть заходят в партнерство с кем-то, берут франшизы, так хотя бы будет гарантированно хороший продукт. Если же ресторатор хочет свое, то ему лучше поучиться за чужие деньги, устроиться куда-то на работу и там изнутри все изучить. Но на это нужно очень много времени.

Мы, кстати, тоже начали развивать франшизы. Скоро откроем свой первый франшизный проект, связанный с пловом. Сейчас хотим собрать классные концепции из разных стран и зашить их в нашу IT-платформу «умного» ресторана. Потом будем продавать их по всему по всему миру. Да, у нас амбициозные планы.

Пришло время личных брендов

Инструменты маркетинга, которые были популярны пять−шесть лет назад, уже не работают. Нужен другой подход. Сейчас даже теряется смысл в книгах по маркетингу. Если не брать основные фундаментальные истины и принципы, то в остальном, пока книгу напишут и издадут, методы уже устаревают.

Во-первых, маркетинг перешел в онлайн. Во-вторых, раньше можно было сварганить что-нибудь, а потом накачать деньги в маркетинг, и оно все равно продавалось. Сейчас это не работает, маркетинг надо начинать на этапе создания продукта. И, в-третьих, очень большое значение стали иметь как личный бренд.

Например, мой товарищ Мурад Назаров — показатель яркого личного бренда. Его конкуренты могут быть дешевле, давать покупателю миллион плюшек, но продаются в два раза хуже. Все потому, что люди доверяют самому Мураду. Сейчас над этим стали много работать и другие.

Что касается SMM, то у людей уже на него аллергия. Все пишут одно и то же, выкладывают одинаковые пластмассовые фотографии блюд. Изначально продукт должен быть классным, тогда SMM становиться вторичным.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Бизнес перестали «кошмарить»

С 15 октября кафе и ресторанам разрешили работать круглосуточно.

Забавно то, что запрета по закону не было, время работы объектов общественного питания определялось на основе внутреннего приказов, но городской хокимият в какие-то незапамятные времена издал указ, который почему-то считался выше постановления Кабинета Министров. А сейчас никто не приходит, мозги не крутит, «маски-шоу» не устраивает.

Стали прислушиваться к предпринимателям. Видно и чувствуется, что этому начали уделять внимание. Люди стали понимать, что предпринимательство и есть основа экономики. Деньги генерирует бизнес, а не бюджетники. И насколько бизнес будет чувствовать себя хорошо, настолько экономика будет здоровая.

Бизнес ни в коем случае нельзя трогать, заставлять что-то делать, кошмарить. Это один из ключевых столпов экономики. Как только начинается регулирование и давка на бизнес, то все умирает и экономика катится вниз.

Очень хорошо, что это сейчас начали понимать, и делать правильные шаги. Например, у нас есть в Чиланзарском районе маленькая кофейня, на которую постоянно жалуется одна из местных жительниц, требуя ее закрыть, хотя мы ничего плохого для нее не делали. Раньше закон был бы только на ее стороне. Сейчас хорошо — нас тоже начали слушать.

Не страшны большие налоги, страшно, когда кто-то их платит, а кто-то — нет

Изменилась налоговая политика, стало чуть сложнее зарабатывать, но в целом ничего и не поменялось. С нового года Ташкент должен перейти на онлайн-кассы. Поначалу будет немножко лихорадить, а потом все придет в порядок.

Не страшны большие налоги, страшно, когда кто-то их платит, а кто-то — нет. Тогда кто-то оказывается заранее в проигрышной ситуации.

К примеру, в Грузии одна из самых здоровых экономик, которую я видел. Была, по крайней мере. Мягкая налоговая система позволила Грузии буквально подняться с колен и показать двузначные цифры экономического роста (около 12%−14% в год).

Грузия полностью смогла победить коррупцию. Там один из самых высоких рейтингов доверия к полиции, потому что полицейский для них, в первую очередь, защитник и ближайший помощник.

Все это получилось благодаря прозрачности экономики. Все платят налоги и система «работает как часы». Если вам нужен новый паспорт, вы приходите в «одно окно», подаете документы, и через час забираете документ. Электронное правительство, все оцифровано, абсолютно любые платежи онлайн.

Грузия снижала НДС с 20% до 12% в несколько этапов. Если общие налоги были порядка 38%, то в итоге осталось только 12%. И коэффициент людей, выплачивающих налоги, вырос в разы. Если в Грузии смогли, почему у нас не могут? Было бы желание.

Есть один хороший принцип экономики: в нее не нужно вмешиваться. Стоит уменьшить влияние и вообще факторы воздействия государства на экономику. По сути у государства есть всего два инструмента влияния на экономику — налоги и преференции.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В любом другом случае, когда государство старается что-то регулировать, экономика начинает сыпаться. Преференции — это тоже плохо. В здоровой экономике слабый должен умереть, это нормально.

Есть иждивенческое отношение, что якобы государство нам должно. Никто никому ничего не должен. Природа, на самом деле очень справедлива, в ней выживает сильнейший. Если ты не готов сейчас пойти и вкалывать, то не ищи потом виноватых.

Люди любят себя оправдывать, что у нас в стране ничего невозможно делать, везде знакомства, родственники. Неправда. У меня куча друзей, которые начинали абсолютно с нуля. Только благодаря себе они сделали капитал.

Есть и другие примеры — у людей было все, а они все бездарно растратили. Все зависит от человека — если ты готов идти что-то делать, то все будет нормально. Остальное отговорки для ленивых.

Что с кадрами

Мы заморочились с маркетингом и наймом, стали разбираться в них и понимать, насколько это важно. Я понял, что у нас очень мало специалистов в этих областях, в найме уж точно в Ташкенте практически никто не разбирается.

Я прочитал одну хорошую вещь, что прибыль компании равняется потенциалу сотрудников, помноженному на их вовлеченность. Мы как раз этими двумя вещами сейчас и занимаемся: нанимаем потенциальных продуктивных сотрудников, а потом занимаемся их вовлеченностью.

Мы экспортируем много человеческих ресурсов, но, как правило, это низкоквалифицированные кадры, а значит, за рубежом им не готовы много платить. Нашим людям нужно получать профессии, совершенствовать навыки. Даже если кто-то захочет уехать, там он сможет зарабатывать в разы больше.

Как ни парадоксально, с одной стороны у нас обилие человеческих ресурсов, с другой стороны — страшный кадровый голод на специалистов. Огромная нехватка маркетологов, HR, грамотных управленцев.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас в Ташкенте работает куча экспатов, стало дешевле и выгоднее привозить специалистов с Украины, Беларуси, чем находить здесь своих. Людям надо над собой работать.

Чтобы стать хорошим маркетологом, нужно почитать пять книг и пройти два-три курса. На это уйдет месяца три-четыре, максимум, полгода — и ты крутейший маркетолог.

Формальное образование сейчас ничего не дает вообще — ни школа, ни институт. Это просто потерянное время. Много ли миллионеров среди профессоров? Не тем надо заниматься.

Есть аллегория: допустим, у нас мокнет ковер. И мы начинаем сушить его, сначала открываем окна, проветриваем, потом приносим строительный фен, полотенца, а он все равно мокнет. Появляется запах, мы покупаем ароматизаторы, он все равно мокнет.

Мы лечим симптомы вместо того, что бы найти ту злосчастную дырку и просто залатать ее. Заниматься надо причиной, это касается и бизнеса в том числе.

Почему «умрут» базары и «Миллий таомлар»

Когда введут онлайн-кассы и электронные накладные дикий рынок уйдет в прошлое. Будет отмирать все мелкое и те, что просто «купи-продай».

У нас всего две сетки ритейла по 50 маркетов (Makro и korzinka.uz). Если сравнивать с российскими сетями, то у одной только «Пятерочки» больше 13 тыс. магазинов. Есть мировые сети магазинов по несколько сот тысяч торговых точек.

Мелкие магазинчики просто не могут выжить в конкуренции с ними. И эта тенденция продлится. Либо мелкие точки будут объединяться в какие-то коалиции с едиными стандартами и поставщиками.

Будут умирать базары — они сейчас выживают, потому что не платят налоги. А когда все будут платить, они не смогут конкурировать с большими сетями.

В общепите будут развиваться сети. Даже сейчас нет смысла открывать одно заведение, если это не какой-то особо яркий проект. У вас будут большие транзакционные издержки, и вы не сможете конкурировать с другими.

Например, в Les Ailes на двадцать фастфудов почти одинаковые транзакционные издержки — тот же самый маркетолог, HR, централизованные закупки. Так как они покупают много, они покупают дешевле, поэтому с ними очень тяжело конкурировать.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Миллий таомлар» будут потихоньку отмирать, большинство из них нерентабельны. Они работают на очень низкой марже и выживают благодаря очень большому обороту.

Они не закрылись только потому, что не считают свои деньги. Залезая в долги к поставщикам они могут существовать долго, пока в какой-то момент не обанкротятся. Еще одна причина — людям надоело каждый день есть плов и другие тяжелые блюда.

С каждым днем все больше людей употребляет здоровую пищу. Будет развиваться тренд здоровой еды. Станет популярным веганство и просто правильное питание. В той же Америке это уже массовый тренд.

В McDonald’s ходят только низшие слои населения, это считается «трэш-фуд». У нас пока что пойти в KFC — это круто. Но мы к этому придем, будут открываться не фастфуды, а точки правильного питания.

Так как жизнь становится более динамичной, будет развиваться доставка. Она у нас пока не так популярна из-за дешевизны еды — потребитель еще не готов платить в два раза больше за еду, которую им привезут.

Сам процесс доставки оптимизируется, все перейдет в интернет. Заработают онлайн-системы лояльности, все чаще будет использоваться оплата через телефон. Скоро у нас заработает Apple Pay, и в целом онлайн-торговля будет развиваться. А вместе с ней и ресторанный рынок.