По итогам 2019 года рост валового внутреннего продукта составил 5,5% против прогноза 5,4%. Об этом говорится в обзоре Министерства экономики и промышленности, посвященного основным тенденциям социально-экономического развития Узбекистана в 2019 году по оперативным данным.
Как выросла экономика
Темп прироста ВВП превзошел достигнутое значение данного показателя в 2018 году (5,1%). Рост ВВП обеспечивался в основном ростом промышленности на 6,4% (прогноз — 5,2%), строительства 11,8% (8,4%) и услуг на 6,1% (6,3%).
Произведенный ВВП на душу населения составил $1741 в и по сравнению с 2018 годом увеличился на 13,6% (в 2018 году — $1533).
Несмотря на двукратное обесценение национальной валюты в 2017 году, в 2019 году ВВП в долларовом эквиваленте почти достиг показателя додевальвационного периода (в 2017 году было $59,1 млрд, в 2019 году расчётно — $58,3 млрд).
Вклад в общий прирост ВВП сферы услуг составил 1,9%, промышленности 1,5%, сельского хозяйства — 0,9%, строительства — 0,6%, чистых налогов — 0,6%.
Устойчивость экономического роста обеспечивалась за счет сбалансированности между совокупным предложением со стороны отраслей экономики и внутренним спросом, поддержанным высокими темпами инвестиций (рост на 28,6%) и реальных доходов населения (10%).
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, ВВП на душу населения существенно отстает от среднемирового показателя и с учетом демографической ситуации свидетельствует о низких масштабах экономики, ограниченности сбережений и доходов населения.
Сохранение сильного демографического давления на рынок труда и, следовательно, проблем создания достаточного количества рабочих мест, затрудняет решение вопросов снижения уровня безработицы.
Основными причинами сложившегося положения являются:
- во-первых, решение проблем, связанных с осуществлением структурных преобразований, как показывает мировой опыт, требует более продолжительного периода;
- во-вторых, еще не полностью решены проблемы формирования рыночной экономики фундаментального характера, в частности, отношение к собственности, демонополизация рынков, формирование инклюзивных институтов в политической, экономической и общественной сферах, способствующие вовлечению максимально возможного количества населения в процессы обеспечения экономического роста и распределения его результатов, управления гражданским обществом.
Что происходило с ценами
В 2019 году инфляция составила 15,2% (прогноз — 15,5%).
Продовольственные товары за год подорожали на 18,6%, в частности, в результате дальнейшей либерализации цен, хлеб из пшеничной муки 1-го сорта стал дороже в среднем на 44,6%. Из мясной продукции на 26,6% подорожала говядина.
Цены на непродовольственные товары повысились на 10,9%, среди которых на прирост инфляции оказало повышение цен на горючее для автомобилей на 20,8%.
Тарифы на услуги выросли на 15,2%, особенно регулируемые, в том числе плата за жилищно-коммунальные услуги в среднем на 17,8%, обучение в вузах на контрактной основе — на 30,6%.
В целях не допущения более высоких темпов инфляции, осуществлялись сдерживающие меры, в том числе отмена практики предоставления адресных и персональных налоговых льгот, и преференций, ограничивающих конкурентную среду на товарных рынках, включая потребительский.
Основными причинами сохранения тенденции высокого уровня инфляции в 2019 году стали либерализация регулируемых цен (3,6%), девальвация обменного курса национальной валюты (3,7%), рост кредитного вложения в экономику, дефицита госбюджета и заработной платы (4,1%), инфляционные ожидания (2,1%) и прочие факторы (1,7%).
Исходя из структуры факторов, оказывающих влияние на инфляцию, основными направлениями по обеспечению прогнозных параметров роста цен предусматривается в 2020 году активизировать процессы демонополизации и реструктуризации базовых отраслей экономики во взаимоувязке с тарифной политикой, обеспечить рост кредитов в рамках прогноза (на 25%), не допустить чрезмерный рост дефицита государственного бюджета.
Кроме этого, продолжатся реформы в банковской системе, направленные на создание конкурентной среды на финансовом рынке, с отказом от практики директивного предоставления кредитов.
Необходимо обеспечить переход к повышению заработной платы в строгом соответствии с ростом производительности труда в экономике. Следует принять меры по повышению осведомлённости бизнеса и населения о росте тарифов на энергоресурсы.
Инвестиции
Согласно оперативным данным, по итогам 2019 года объем инвестиций составил в эквиваленте около $21 млрд с темпом роста 128,6%.
При этом, сложившаяся структура инвестиций, при которой доля объема капитальных вложений в промышленность составляет 33,4% от общего объема инвестиций, является не достаточным для создания конкурентоспособных отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
Сохраняется не сопряжённость между направлениями инвестиций и развитием экспортоориентированных отраслей. Так, в частности, больший приток инвестиций, включая иностранные и средств коммерческих банков республики, приходится на добывающие отрасли (добыча сырой нефти и природного газа, добыча металлических руд).
В структуре обрабатывающей отрасли легкая промышленность и индустрия строительных материалов занимают лидирующие позиции.
Следует отметить значительный рост объема прямых иностранных инвестиций, основная доля которых направлена на добычу сырой нефти и природного газа, производство строительных материалов и легкую промышленность.
При этом, в такие отрасли, где имеется высокий экспортный потенциал, включая машиностроение, электротехническая, металлургическая, химическая и фармацевтическая промышленности, привлечение ПИИ было на сравнительно низком уровне.
Вместе с тем, начатая реструктуризация базовых отраслей, включающие нефтегазовую, электроэнергетику и авиаперевозки, не доведены до конца.
Рост тарифов не улучшает качество предоставляемых услуг, что требует своевременного принятия не обложенных мер по реструктуризации нефтегазовой и электроэнергетической отрасли, позволяющих привлечь дополнительные инвестиции в отрасль.
Сохраняется низкий уровень диверсификации промышленности, в связи с чем, необходимо обеспечить своевременную реализацию принятых программ по развитию важнейших отраслей промышленности.
Наблюдаются дисбалансы между спросом и предложением на отдельных товарных рынках (нефтепродукты, готовые текстильные изделия, строительные материалы и так далее).
Высокая себестоимость и низкая производительность труда в ряде отраслей экономики снижают конкурентоспособность отечественной продукции на внутренних и внешних рынках.
Сохраняется монопольное положение государственных предприятий на важнейших товарных рынках и рынке услуг. Не завершена реформа системы управления пищевой, масложировой и хлопкоочистительной отраслью.
Несмотря на сложившиеся высокие темпы роста капитальных вложений у министерств, ведомств и органов государственной власти на местах, отсутствует бюджетная дисциплина в части предоставления инвестиционных заявок, которые не соответствуют объёмам бюджетных средств, выделяемых на предстоящий финансовый период, а также вносятся без соблюдения установленных сроков.
Также, по отдельным социальным направлениям отсутствуют стратегии и концепции развития, что не обеспечивает комплексное и эффективное освоение капитальных вложений, выделяемых инициаторам проектов.
В министерствах, ведомствах-заказчиках отсутствует система разработки технических заданий для разработки проектной документации, что приводит к необоснованному росту стоимости выполнения работ, а также внесения изменений в утверждённую документацию.
Кроме того, сохраняется практика выполнения работ по отдельным проектам (объектам) с одновременной разработкой проектной документации, что не даёт возможности для точного определения объёмов капитальных вложений, необходимых при планировании бюджетных ассигнований.
Отсутствие проектной документации при выполнении работ приводит к удорожанию стоимости выполнения работ, ослаблению должного контроля за качеством организации производственных и строительных процессов.
В обрабатывающих отраслях наиболее высокие темпы экспорта отмечаются в текстильной продукции (124,6%). При этом, сохраняется высокая доля экспорта х/б пряжи, отсутствие смесовой ткани препятствует расширению экспорта готовой продукции, не завершены процедуры по присоединению к системе GSP+.
Несмотря на рост производства в металлургической, кожевенно-обувной промышленности, объемы экспорта в данных отраслях остаются на низком уровне.
Основной причиной сырьевого экспорта является неконкурентоспособность готовой продукции ввиду высокой себестоимоститоваров (к примеру, импорт бытовой электротехники из сопредельных государств с учетом таможенных пошлин, сборов и транспортных расходов обходится дешевле, чем продукция отечественного производителя), а также несоответствие либо не признание национальных стандартов качества.