Как ранее писал Spot, в Узбекистане по итогам 2019 года насчитывается 137 естественных монополий. По сравнению с 2018 годом монополий в стране стало на три меньше.
Антимонопольный комитет, помимо реестра естественных монополий, ведет еще один реестр — компаний, занимающих на своих рынках доминирующее положение. Они определяются на основе изучения долей компаний на рынке.
Доминирующим считается положение компании или группы лиц на финансовом рынке, которое дает им возможность работать независимо от конкурентов и оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на рынок другим компаниям либо другим образом ограничивать свободу на рынке.
Доминирующим на финансовом рынке признается положение компании или группы лиц, рыночная доля которого превышает 35% в пределах границ финансового рынка.
По итогам 2019 года в реестре 100 компаний, занимающихся оказанием или продажей 101 вида товаров и услуг. Среди них, к примеру, UzAuto Motors (легковые автомобили), «Автоойна» (автомобильные стекла), «Самавто» (автобусы двух марок), Джизакский аккумуляторный завод (аккумуляторы).
«Фотон» внесен в этот реестр из-за контрольно-кассовых машин, товарно-сырьевая биржа — биржевых услуг, «Узбектелеком» — услуг по предоставлению международной передачи данных и аренды международных каналов.
Есть в списке «Узбекистон хаво йуллари», ныне разделенная на разные компании, а также «Махсустранс», Beeline, Ucell, Paynet, Uzcard, валютная и фондовые биржи, Узнацбанк (ныне НБУ), «УзБАТ» и многие другие. С полным списком можно ознакомиться тут.
Ранее Spot писал, что Антимонопольный комитет проводит дополнительное изучение рынка алюминиевых профилей, потому что здесь возможно имеется доминирующее положение отдельной компании или группы лиц.