В Узбекистане по итогам 2019 года насчитывается 137 естественных монополий, следует из данных Антимонопольного комитета. По сравнению с 2018 годом монополий в стране стало на три меньше.
Естественная монополия — предприятия, объединённые единой сбытовой организацией; состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.
Комитет работает над прекращением монополии на рынке отработанных технических масел (еще в 2012 году постановлением правительства одна компания получила эксклюзивное право).
В комитете также сообщали, что компании Akfa, Artel и Crafers не являются монополиями, так как в их нишах работают и другие компании. При этом, комитет проводит дополнительное изучение рынка алюминиевых профилей, потому что здесь возможно имеется доминирующее положение отдельной компании или группы лиц.
Нет монополии и на рынке мяса, потому что на 1 апреля 2019 года в Узбекистане от общего объёма производства мяса в живом весе 94,3% приходилось на дехканские (личные подсобные) хозяйства, 4,8% на фермерские хозяйства и 0,9% на организации, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность.
Ранее Spot писал, что дальнейшее сокращение количества государственных монополий стало одной из основных целей комитета на 2020 год.